Развернуть
Ключевые слова: Ижевск, Удмуртия

Как проехать, если не можешь ходить

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Ижевчанка Милюша Талипова уже 30 лет прикована к инвалидной коляске - результат тяжёлой аварии. Несмотря на недуг, она получила образование, работает, воспитывает 7-летнюю дочку, поддерживает себя в форме, регулярно занимаясь в тренажёрном зале.

Милюша из тех, кто, вопреки ограниченным возможностям, старается жить полноценной и самостоятельной жизнью. Молодая женщина сама добирается до работы, делает покупки в магазине, гуляет с ребёнком. Вот только делать всё это ей приходится, ежедневно преодолевая преграды. По инициативе активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) недавно Милюша вместе с представителями организации прошла свой ежедневный маршрут, протестировав его на предмет доступности городской среды для инвалида-колясочника.

Милюша живёт в обычном девятиэтажном доме на улице Союзной. Первая проблема для неё - выехать на коляске из собственного подъезда. Как оказалось, воспользоваться установленным на ступеньках пандусом без посторонней помощи она не может: у него слишком высокий угол подъёма и отсутствуют надлежащие поручни. Поэтому, приходится обращаться к пожилой маме или друзьям, а выходить из дома ей необходимо не менее трёх раз в день.

По пути следования к остановке общественного транспорта Милюше то и дело встречаются препятствия в виде разбитого асфальта и высоких бордюров. Увы, наши придомовые территории чаще всего не отличаются ровным асфальтом, редко где, разве что в центре города, сделаны занижения на бордюрах. Вот и тут они в некоторых местах доходят до 9 см, вместо положенных 3-3,5. В итоге дорога для колясочницы напоминает довольно опасное лавирование между проезжей частью и пешеходной дорожкой. Слалом, как называет это женщина. Шутки шутками, говорит она, но бывают случаи, когда коляски у инвалидов от таких манёвров опрокидываются.

Наконец, добираемся до остановки общественного транспорта «Рембыттехника» в сторону центра. Невооружённым глазом видно, что остановка совершенно не приспособлена для инвалидов и маломобильных групп населения - пожилых людей, мам с колясками, да и вообще для всех. Асфальт здесь весь в ямах и выбоинах, в нескольких местах из него торчат остатки арматуры, о которые легко запнуться, особенно слабовидящему человеку. Пытаемся представить, как можно заехать на инвалидной коляске в низкопольный автобус (благо, такие на городских маршрутах сейчас появились), и понимаем, что это проблематично: высота остановочного комплекса не совпадает с уровнем ступенек общественного транспорта.

Милюша признаётся: «Если еду на общественном транспорте, выхожу не там, где мне нужно, а там, где безопасно, поскольку ближайшая остановка может быть не пригодна для инвалида».

От остановки женщина пытается перейти на другую сторону по пешеходному переходу. Тут без помощи ей тоже не обойтись: во-первых, на этом светофоре слишком короткое время разрешённого движения, а во-вторых, снова высокий бордюр. Не без усилий (правда, руки у Милюши подобными поездками натренированы) она добирается до важного для себя учреждения - отделения банка. Здесь, к счастью, есть хороший пандус, правда без навеса, и в случае дождя инвалиду-колясочнику придётся мокнуть под дождём. На обратном пути вместе с Милюшой отмечаем хороший пешеходный переход на перекрёстке улиц Ленина и 40 лет Победы - и скаты есть, и светофор на зелёный сигнал долго горит.

Пока идём (о, радость) по хорошей асфальтовой дорожке, Милюша ослабляет руки - коляска катится почти без усилий.

«Вот везде бы так, - говорит она, - доступная среда в городе есть, но она, к сожалению, не носит комплексного характера: тут она есть, а через дорогу её уже нет. Но инвалид не может перепрыгнуть с одного объекта на другой. В большинстве торговых центров, магазинов сейчас всё предусмотрено для инвалидов, но добраться до них бывает нелегко. Банк находится напротив моего дома, но, чтобы попасть туда, я почти две остановки еду на коляске по улице, потому что только в одном месте могу нормально перейти дорогу».

Завершая маршрут, проезжаем-проходим мимо серии магазинчиков и различных салонов на первых этажах жилых домов. В них инвалиду-колясочнику точно не попасть - здесь пандусов не предусмотрено. А вот у оптики пандус есть, но он, судя по углу подъёма и отсутствию поручней, предназначен скорее для альпинистов.

«Это сделано не для инвалидов, - говорит Милюша, - а только для того, чтобы открыть данное учреждение - формально соблюсти условия. Странно, что власти города выдают подобные разрешения».

Наконец, возвращаемся в начальную точку нашего маршрута. Пишу «наконец», потому что всем нам, участникам этого рейда, неловко, если не сказать стыдно, перед этой хрупкой женщиной. Мы увидели, какое это испытание для человека на инвалидной коляске - элементарно сходить в магазин, банк, просто выйти на прогулку. Сколько физических усилий надо приложить, чтобы добраться куда-то по необустроенным тротуарам, подняться, преодолевая высокие бордюры, не говоря уже о том, чтобы воспользоваться общественным транспортом. Подтверждая всё это, Милюша признаётся, что иногда приходит с улицы мокрая от тяжёлых физических усилий, а её инвалидные коляски просто не выдерживают таких прыжков по улице - их хватает от силы на 2-3 года.

«На мой взгляд, - подытоживает Милюша, - Администрации Ижевска, дорожникам, службам благоустройства надо собраться вместе и обсудить проблему доступной среды в городе. Понятно, что каждый тротуар, каждую остановку сделать невозможно - это дорого, но хотя бы одна из трёх остановок должна быть благоустроена с расчётом на маломобильных людей. Я человек активный, много передвигаюсь, знаю весь свой район и город, знаю, где инвалид-колясочник может проехать, а где нет. Но далеко не все инвалиды находят смелость выйти из дома и влиться в социум, они просто боятся, не знают, как это сделать».

Мнение эксперта

Глава исполкома Регионального отделения ОНФ Андрей Цаплин:

- Этот рейд, как и ряд других, ОНФ провёл в рамках всероссийского мониторинга доступной среды для людей с ограниченными возможностями. Мы были в районе улиц Союзной, Молодёжной, Ленина и 40 лет Победы. Рейд позволил оценить степень доступности объектов дорожной и социальной инфраструктуры, которые наиболее часто используются инвалидами и имеют для них важное значение.

Как вы знаете, есть государственная программа «Доступная среда», на которую выделяется огромное количество средств. Но, как показывает практика, программа ориентирована в основном на создание доступной среды в самих социальных объектах, а вот как инвалиду добраться до них, элементарно выйти из дома - этот вопрос зачастую остаётся открытым. Получается, деньги вкладываются большие, программа, казалось бы, работает, тем не менее при опросе каждый 4-5-й из инвалидов говорит: мы не ощутили изменений. Закупаются, например, достаточно дорогие низкополые автобусы, но они не дают результата, поскольку к их приёму не готовы остановки.

В центральной части города есть элементы доступной среды, но этого явно недостаточно. На наш взгляд, должна быть выработана какая-то стратегия, возможно, стоит определить социальные маршруты для инвалидов и обустроить в рамках доступной среды, прежде всего, именно их. Обо всём этом мы говорили на круглом столе, посвящённом доступной среде в городе Ижевске. На встречу были приглашены представители Администрации города, заинтересованных министерств и ведомств, сами инвалиды. По итогам мы подготовили конкретные предложения, которые направили в органы исполнительной власти.

Фото: Светлана Сидорова


Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
Сарапул: хотим впечатлений!

Сарапул: хотим впечатлений!

12.10.2017 В начале октября Сарапул обрёл новый статус - территории опережающего социально-экономического развития. >>

Территория опережающего развития

Территория опережающего развития

12.10.2017 Территорией опережающего социально-экономического развития (ТОР) объявлен Сарапул. >>

Успешный проект

Успешный проект

11.10.2017 Как мы сообщали в начале сентября, Удмуртия стала пилотным регионом федеральной программы капремонта в части замены лифтов. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

13:51 В Удмуртии подорожали свежие огурцы и помидоры

Также изменились средние цены на гречневую крупу и шлифованный рис.

13:25 В Ижевске двое мужчин задержаны за серию краж с садоводческих массивов

Похищенное они сдавали в пункт приема металла.

13:00 Режим работы светофора изменен на окружной Ижевска на повороте к поселку Сокол

Решение принято из-за заторов на трассе.

12:30 В Ижевске автоледи спровоцировала двойное ДТП

В результате аварии пострадал ее пассажир – 15-летний подросток.

12:10 В Удмуртии выявлены новые случаи бешенства

Лиса и енотовидная собака напали на домашних животных в Селтинском рай...

11:38 В Воткинске работодатель может лишиться свободы за невыплату детского пособия

На эти цели он получил деньги из Фонда социального страхования, однако...

11:10 В Удмуртии 9-летняя девочка получила тяжелые травмы при переходе дороги в неположенном месте

Кроме того, иномарка после наезда на ребенка врезалась в стоящий на об...

10:40 В Ижевске замечания по благоустройству перекопов должны быть устранены до 1 ноября

Такая договоренность достигнута с представителями компаний УКС и Ижвод...

10:20 Большой этнографический диктант пройдет в Удмуртии 3 ноября

В регионе будут работать более 200 площадок.

10:00 Хоккеисты «Ижстали» со счетом 3:7 победили ХК «Зауралье»

Хет-трик удалось оформить молодому форварду ижевчан Сергею Лапину.

Триатлон в Воткинске

Этап Кубка Евразии

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях