Развернуть
Ключевые слова: Удмуртия, общество, власть, Виктор Савельев, правительство УР

Помощь со стороны республики не должна подменять работу муниципалитета

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В начале года в республиканском правительстве прошёл цикл совещаний с руководителями тридцати муниципалитетов Удмуртии, по результатам которого создана Карта лучших муниципальных практик. Документ отражает итоги работы органов местного самоуправления в 2016 году и целевые показатели на 2017 год. О своей оценке деятельности местной власти в Удмуртии и о том, как сделать Карту муниципальных практик инструментом для улучшения качества жизни населения региона, рассказывает Председатель Правительства Удмуртской Республики Виктор Савельев.

- Виктор Алексеевич, какие цели вы ставили, проводя цикл совещаний?

- Главная цель - вызвать глав на откровенный разговор и увидеть в действии их команды, примерно на треть обновлённые по итогам осенних муниципальных выборов. Все обсуждавшиеся на совещаниях темы - итоги, проблемы и победы муниципалитетов - мы рассматривали именно через призму отладки механизмов взаимодействия разных уровней власти, а не как повод для раздачи орденов или выговоров. Поэтому при проведении совещаний мы отказались от селекторной связи в пользу живого разговора и постарались избежать привычных докладов. В начале каждого совещания главам давалась установка - не зачитывать отчёты и не озвучивать статистические данные, а рассказать о том, что в прошлом году городу или району удалось достичь впервые. За счёт чего? Что и почему не получилось? Чем может помочь республика? В итоге нам удалось углубиться в понимание проблем и возможностей территорий. Все эти сведения мы обобщили, описали положение муниципалитета по 22 параметрам, визуализировали, применив цветовую сигнализацию по принципу светофора - и на выходе получили Карту лучших муниципальных практик. Этот документ наглядно показывает статус города и района: красный - отстаёт, жёлтый - в процессе внедрения практики, зелёный - передовик и на него необходимо равняться.

- Какое практическое применение может быть у данной карты?

- Карта не может и не ставит целью описать специфику муниципальных образований, их уникальные особенности. Зато она описывает общие, системные векторы, по которым должен двигаться район или город для оптимизации экономического и социального климата. Карта показывает, как идёт работа по передаче полномочий в сфере градостроительной деятельности из сельских поселений, объективно не готовых к возложенным на них обязанностям, в муниципальные образования. Она демонстрирует, какие районы внедряют для наполнения бюджета оптимальные ставки земельного налога, кто и как приступил к модернизации системы уличного освещения, организации полигонов ТБО, лицензированию источников питьевого водоснабжения и т.д.

В карте нашёл отражение опыт участия муниципалитетов республики в программе газификации с привлечением средств граждан, в которую в прошлом году включились 15 муниципальных образований, и что позволило повысить уровень газификации республики на 1,5% - кратно больше, чем за последние годы. Будем эту практику транслировать, внедряя её в отстающих пока районах - Кезском, Красногорском и Юкаменском. Отражена передовая практика районов по реализации программы «Миллион тонн молока к 2020 году», которую лично курирует Глава региона Александр Васильевич Соловьёв. Мы видим, что в семи районах республики достигнут показатель производительности более 6000 кг на голову, в том числе в Вавожском районе - более 7000. В передовиках ещё десять районов с производительностью более 5000 кг. Остальных будем подтягивать - рычаги и условия для этого в Удмуртии есть, а главное - есть отличный опыт, который будем тиражировать по всей республике. Перспективная задача - добиться зелёного света по всем параметрам работы наших муниципалитетов. Уверен, что многого нам удастся достичь уже в 2017 году.

- Какие ещё инструменты используются для оценки эффективности работы муниципальных властей?

- Здесь пересекаются несколько подходов. По федеральной методике замеряются 40 показателей в девяти сферах деятельности, охватывающих экономическое развитие, образование, культуру, физкультуру и спорт, строительство жилья и жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальное управление и энергоэффективность. Территории, достигшие наилучших значений, получают гранты из республиканского бюджета. Кроме того, с 2014 года деятельность руководителей местного самоуправления через систему соцопросов стало оценивать население. Жители оценивают качество транспортного обслуживания, автомобильных дорог, жилищно-коммунальных услуг. На основании этих оценок формируются рейтинги территорий. Данные последних опросов говорят, что лучше всего население оценивает работу администраций Завьяловского, Якшур-Бодьинского, Увинского районов, занявших в рейтинге соответственно первое, второе и третье места. Среди городов выделились Глазов и Можга. Самые низкие рейтинги получили Красногорский, Ярский и Балезинский районы, города Ижевск и Сарапул.

- Если просуммировать работу муниципальных образований, получится мозаичная картина экономических успехов Удмуртии, в том числе инвестиционной активности региона. Как вы оцениваете работы муниципалитетов в этой сфере?

- По оценке Агентства стратегических инициатив, республиканское законодательство в плане поддержки инвестиционно активных предприятий одно из лучших в России. Активно работают с инвесторами администраций Ижевска, Воткинска, Сарапула, Глазова, Завьяловского района. В числе крупных инвестпроектов - организация производства древесно-стружечных плит на «Увадрев-холдинг» - проект стоимостью 4,7 млрд рублей, строительство деревоперерабатывающего завода компании «Новый регион 18» (2 млрд рублей), строительство тепличного комплекса компании «Уралпромснаб» (свыше 1 млрд рублей), организация производства наномодифицированной проволоки и пружин из неё «Глазовской управляющей компании» - стоимость проекта 2 млрд рублей. Есть и проекты, реализованные в формате государственно-частного партнёрства - и именно здесь роль муниципальной власти значительна.

При этом существует обширное поле для улучшений. Надо признать, что республиканский реестр получателей поддержки обновляется крайне слабо. И это сигнал, в том числе местной власти, о недостаточной информационной, разъяснительной работе, методической поддержке, об отсутствии необходимой инфраструктуры. В качестве антипримера можно привести Балезинский район, в котором уже лет десять не могут решить проблему оптимизации системы энергоснабжения, а это в свою очередь тормозит развитие бизнеса и муниципалитета в целом.

- Что делается на местах по развитию малого предпринимательства?

- Сегодня в городах Воткинске, Глазове, Сарапуле, в Завьяловском, Игринском, Увинском, Якшур-Бодьинском районах работают муниципальные фонды поддержки предпринимательства с общей капитализацией свыше 300 млн рублей. Это те средства, которые предприниматели могут занять по кредитной ставке ниже банковской - не более 10% годовых. В 2016 году эти фонды поддержал 291 проект малых и средних предприятий. Кроме этого, моногорода из регионального бюджета ежегодно получают субсидии, чтобы в свою очередь субсидировать предпринимателей, возмещая им часть затрат на приобретение производственного оборудования, специализированного и грузового автотранспорта. Так, за 2016 год администрациями Воткинска, Глазова и Сарапула было выдано 52 субсидии и 4 гранта начинающим предпринимателям - и эта поддержка позволила создать дополнительно более 80 рабочих мест.

- Виктор Алексеевич, одна из ключевых проблем, о которой местные власти говорят с момента введения в России многоуровневой системы власти, - необеспеченные финансированием полномочия. Как республика помогает её решать?

- Сегодня всё федеральное законодательство ориентировано на вертикальное распределение средств. Регионы для выполнения своих полномочий субсидируются из российского бюджета, муниципалитеты в свою очередь - из республиканского. У этой схемы есть минусы, но есть и плюсы - целевой характер субвенций и субсидий со встроенным механизмом контроля за их использованием. Ежегодно каждый третий рубль расходов бюджета Удмуртской Республики направляется в местные бюджеты. В 2016 году объём финансовой помощи бюджетам муниципальных образований составил 26,5 млрд рублей, это 37% от всей суммы бюджетных расходов. В 2017 году эта цифра составит 38,4%. Помимо субсидий и субвенций в структуре финансовой помощи есть и не требующие возврата дотации, которые могут быть использованы по усмотрению местных глав - туда, где они нужнее всего. Кроме того, на обеспечение сбалансированности бюджетов и покрытие временных кассовых разрывов муниципальным образованиям предоставляются бюджетные кредиты - в 2016 году на сумму более 1,3 млрд рублей.

Но финансовая помощь со стороны региона не должна подменять работу каждого отдельно взятого муниципалитета по наполнению собственного бюджета. Речь идёт об эффективном использовании муниципального имущества, о привлечении инвестиций, о создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и даже о туристических маршрутах. Налоги на имущество, на доходы физических лиц, которые обеспечиваются занятостью населения, не важно, на заводе или в сфере обслуживания, - источник пополнения местной казны.

- Качество жизни в районах во многом определяется такими факторами, как газификация и дороги. Каковы планы республики в этих направлениях? Как они согласуются с планами муниципальных образований?

- Сегодня природный газ подведён ко всем 25 районам республики. Но уровень газификации в регионе пока сравнительно не высок: в городах средний уровень газификации составляет 68%, в сельской местности - почти 47%. Работаем над его повышением, привлекая средства из различных источников - это федеральный и региональный бюджеты, инвестиции «Газпрома» и с 2016 года - средства граждан. Об этой программе, показавшей свою результативность, я уже упоминал. Здесь важно отметить, что решение о софинансировании имеет заявительный характер - принимается, например, на местном сходе. Чтобы решиться на инвестиции, люди должны хорошо понимать, куда будут направлены их средства, на чём они экономят, включаясь в предложенную властями схему, какие выгоды получают. И информационная, разъяснительная работа местной власти в этой ситуации напрямую влияет на результат.

Что касается дорожного строительства, то республика вот уже шестой год является одним из самых активных участников федеральной программы по строительству сельских автомобильных дорог. За это время из российского бюджета мы получили более 3 млрд рублей целевых средств и построили 370 км дорог к 144 населённым пунктам, из них 55 км - в прошлом году. В планах на 2017 год - построить 46 км дорог с твёрдым покрытием и связать ими 14 населённых пунктов. Обязанность глав муниципалитетов - содержать все подведомственные дороги в нормативном состоянии.

- В республике продолжается модернизация здравоохранения. Как она отразилась на развитии сети медицинских учреждений в городах и районах?

- Реорганизация идёт в рамках, установленных российским законодательством. На этом пути были перегибы. Мы их учли. Исправились. Теперь все серьёзные решения, связанные с оптимизацией сети медучреждений, принимаем только в диалоге с общественностью. При этом надо подчеркнуть, что, возможно, ошибаясь в нюансах, в основном Минздрав выстроил работу верно. Свидетельство тому - хорошие показатели, например, по демографии. По итогам 2016 года по уровню рождаемости Удмуртия - на четвёртом месте среди субъектов Приволжского федерального округа и на 20-м в России. И показатели снижения смертности по причине болезней сердца в прошлом году у нас - лучшие в постсоветский период. Впрочем, мы не будем останавливаться на достигнутом - планируем усиливать лечебно-диагностическую базу за счёт создания межмуниципальных медицинских центров, продолжим строить стационарные фельдшерско-акушерские пункты и внедрять сеть передвижных ФАПов, которые будут курсировать между отдалёнными населёнными пунктами. Будем обновлять парк автомобилей скорой помощи. Отдельная тема - привлечение на село молодых специалистов. К программе «Земский доктор» в этом году добавится «Земский фельдшер».

- Сегодня большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Что должны сделать муниципалитеты для повышения туристической привлекательности Удмуртии?

- Источником идей, автором уникальных туристических предложений должны быть муниципалитеты - светлых голов у нас в каждом районе и городе достаточно, о чём свидетельствует целый ряд интересных проектов, раскрученных, таких как «Камский берег», «Резиденция Тол Бабая», «Пельмень-фест», - и новых. Задача республики - координация, выстраивание уже не локальных брендов, а длинных маршрутов, которые как раз и способны обеспечить достойный приток туристов и хороший экономический эффект. Его почувствуют, в первую очередь, наши территории. Как видите, без общего понимания цели, без взаимодействия - никуда. Уверен, что то взаимопонимание представителей разных уровней власти, общее видение проблем и задач, которого нам удалось добиться по результатам февральских совещаний, как раз и станет базой для реализации новых совместных проектов - в области туризма и в других сферах социального и экономического развития Удмуртии.

- Благодарим вас за интервью.

Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
День России. День города

День России. День города

15.06.2017 В 25-й раз 12 июня страна отметила День России. >>

Уверенная, успешная, уникальная и уважаемая Ува

Уверенная, успешная, уникальная и уважаемая Ува

15.06.2017 Новую «Точку на карте» в географии поездок по республике репортёры нашей газеты поставили в Увинском районе, или на Уве, как часто говорят в Удмуртии. >>

ЛДПР: России нужна чёткая стратегия

ЛДПР: России нужна чёткая стратегия

15.06.2017 В марте 2018 года предстоит не только борьба кандидатов за должность Президента РФ: это будет серьёзная борьба программ развития страны, борьба стратегий. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

14:00 Берег и дно Молдаванского пруда очистят в Завьяловском районе

Дайверы ОСВОД уже завершили работы в природном парке «Усть-Бельск» и н...

13:40 В Можгинском районе члены партии «Единая Россия» вышли на борьбу с борщевиком

К ним присоединились образовательные организации и Совет ветеранов.

13:20 Окна приема граждан в Управлении Росреестра по Удмуртии закрываются

Это связано с открытием в республике сети многофункциональных центров.

13:00 Специалисты расскажут жителям Удмуртии об их правах при получении туристических услуг

Вопросы можно задать и по инфекционным угрозам за рубежом.

12:40 В День молодежи ижевчане смогут прокатиться на воздушном шаре

Акция приурочена к Году экологии в России.

12:20 В Ижевске сантехник приговорен к 21 году лишения свободы за разбой и двойное убийство

«Визит» к хозяевам квартиры он нанес после проведения у них ремонтных ...

12:05 Проследить как менялся облик ижевчан можно на выставке «О времени и моде»

Национальный музей Удмуртии подготовил новую экспозицию.

11:50 Национальный театр Удмуртии впервые поставит мюзикл

Уже в сентябре зрители увидят спектакль «Алые паруса».

11:30 Ижевские участковые переедут в новое помещение

На освободившейся площади планируется разместить детский клуб «Алые па...

11:10 Карантин по птичьему гриппу снят в Малопургинском районе

Соответствующее Распоряжение подписано накануне, 22 июня.

Акция

Конкурс "Лучший инвестор Удмуртской Республики"

Конкурс

Конкурс "Моя бабушка"

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях