Развернуть
Ключевые слова: Удмуртия, образование, ЕГЭ, Владимир Путин

Андрей Кузнецов: система образования Удмуртии испытывает подъем

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Министр образования и науки республики прокомментировал статью Владимира Путина.

Министр образования и науки Удмуртской Республики Андрей Кузнецов прокомментировал статью Владимира Путина.
«В своей статье «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», опубликованной в газете «Известия» от 16 января, председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал широкую общественность к дискуссии по ситуации, в которой сейчас находится Россия, в рамках глобальной политики и экономики. Наверное, любой человек, которому не безразлична судьба страны в целом и того участка работы, за который он отвечает, не мог не откликнуться на этот призыв. Мне, как министру образования и науки Удмуртской Республики, конечно, очень интересны прежде всего те моменты, которые обозначены в самом начале статьи: вопросы образования, формирования среднего класса и российского общества как такового. Меня очень радует то, что этим вопросам уделяется самое первостепенное внимание, и я, со своей стороны, хотел бы изложить несколько мыслей на эту тему.
Прежде всего – то, что ждёт наше образование, и пути его развития. Безусловно, образование рассматривается как стратегическая отрасль, как тот ресурс, который должен в конечном счёте подготовить для нашей страны элиты – класс, который в будущем станет управлять страной и теми процессами, которые в ней происходят. Это тот стратегический ресурс, без которого все новации и изменения просто-напросто не могут происходить. Думаю, мои коллеги согласятся, что на образование в последние десять лет обращается самое пристальное внимание: мы действительно почувствовали на себе заботу руководства страны и республики.
Не случайно в числе Приоритетных национальных проектов одним из первых стал именно проект «Образование». Мы как отрасль никогда за всю новейшую историю не получали такой помощи от государства, какую получили за время реализации этого проекта. Это говорит о том, что проблемы нашего отечественного образования на контроле, они решаются, и решаются системно. И, несмотря на то, что реализация Приоритетного национального проекта «Образование» ещё не окончена, Владимир Владимирович Путин вышел с инициативой ещё по нескольким проектам – в частности, касающимся модернизации системы общего образования.
Хочу напомнить, что только по этому направлению в прошлом году мы получили 255 млн. рублей федеральных бюджетных средств на улучшение материальной базы наших образовательных учреждений. В 2012 году мы планируем получить 759 млн. рублей, которые также будут направлены на эти цели. Но самое главное – это то, что наконец-то обратили внимание на главное действующее лицо в системе образования – учителя.
Учитель долгое время у нас находился на уровне, который никоим образом не подходил для него как гражданина, не соответствовал его социальной роли в обществе. Потому что учитель действительно призван нести очень серьёзную социальную нагрузку, и чтобы эту нагрузку выдерживать, он должен чувствовать заботу и внимание государства к себе, к своему труду и статусу. То, что сейчас статус учителя повышается – это залог тех успехов, которые мы определяем как приоритетные в развитии нашей страны. Мы чувствуем, как приходит осознание того, что учитель – ключевая фигура в обществе, как забота об учителе начинает выходить на передний план. Инициатива, которую высказал Владимир Владимирович Путин – о соответствии зарплаты учителей средней зарплате по экономике региона – это, можно сказать, революционный шаг. Мы, по сути дела, впервые привязываем заработную плату учителя к некоему показателю, который постоянно растёт. Если в прошлом году мы брали за ориентир среднюю зарплату по экономике Удмуртской Республики 14200 рублей, то задача 2012 года – довести среднюю зарплату учителей до 15200 рублей. Таким образом, чем интенсивнее будет развиваться наша экономика, тем стремительнее будет расти зарплата наших педагогов.
Ещё один важный проект, подтверждённый реальными шагами – это «Учительский дом». Это тоже инициатива Владимира Владимировича Путина, который провозгласил её в сентябре 2011 года. Вопрос о жилье для учителей широко обсуждался у нас в республике с привлечением педагогической общественности, и уже сейчас проект «Учительского дома» начал преобразовываться в конкретные действия. Уже отведена площадка под будущий дом на 120 квартир в новом микрорайоне «Столичный» - дом, который полностью будет заселён семьями наших коллег-преподавателей. Помимо этого, сейчас разрабатывается проект по предоставлению ипотечного кредитования наших коллег со ставкой не более 8,5%.
Я обо всём этом говорю потому, что ключевой вопрос уровня любого образовательного учреждения – это, конечно, кадры, и прежде всего молодые. Кадры, которые должны соответствовать требованиям современного образовательного процесса, новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Мы очень надеемся, что реализация всех вышеназванных инициатив будет способствовать тому, что кадровый вопрос будет успешно решаться.
В статье Владимира Владимировича Путина отмечено, что на сегодняшний день Российская Федерация входит в пятёрку лидеров по уровню образования населения: процент граждан, имеющих высшее образование, у нас один из самых высоких в мире. Это замечательно само по себе, так как человек с высшим образованием – это, как правило, человек более высокого культурного уровня, более ответственный, с развитым патриотическим и гражданским чувством. Это человек, который никогда не остановится на достигнутом; который всю жизнь будет учиться, повышая свой профессиональный и культурный уровень.
Если конец XIX и начало XX века стали эпохой технологической революции, то сейчас наше общество переживает эпоху информационной революции. Возрастает потребность в специалистах всё новых и новых информационных технологий, а в ближайшем будущем, вполне возможно, потребуются такие специалисты, о которых мы пока ещё даже не знаем. К сожалению, в этом плане Россия всё ещё заметно отстаёт. Но нам сейчас нужно не просто догонять, как мы привыкли (помните хрущёвский лозунг «Догоним и перегоним Америку»?) – нам нужен качественный технологический скачок. Нам нужен совершенно новый взгляд на происходящие процессы. И, если мы хотим догнать Запад, нам нужно не повторять все повороты его пути, а «срезать угол», чтобы буквально в кратчайшие сроки стать лидером по очень многим позициям.
В связи с этим я хотел бы коснуться ещё одной проблемы, обозначенной в статье нашего премьер-министра. Россия обладает богатейшими природными ресурсами, мощным промышленным и кадровым потенциалом – но, находясь в глобальной конкурентной среде, мы никоим образом не должны довольствоваться тем, что продаём наши невозобновляемые ресурсы: углеводороды и другие полезные ископаемые, а также лес и другие биологические ресурсы. Всё это – включая запасы пресной воды, по которым Россия занимает первое место в мире – становится сферой интересов очень многих промышленно развитых стран и крупных корпораций, которые с завистью смотрят на эти богатства. И понятно, что в такой геополитической ситуации Россия должна наращивать свой военно-промышленный потенциал.
Поскольку Удмуртская Республика исторически является оборонным краем державы, то её система образования так или иначе должна быть нацелена на то, чтобы обеспечивать кадрами военно-промышленные предприятия. Потому что это кадры самой высокой квалификации, которые обладают мышлением опережающего плана, которые всегда находятся на острие любых технологических изменений. И, конечно, нельзя забывать и о кадрах, которые будут заниматься производством мирной продукции.
К сожалению, сейчас часто приходится наблюдать картину засилья в наших магазинах продукции импортного производства: китайского, европейского, турецкого и т.д. К сожалению, отечественная продукция до сих пор не может конкурировать с зарубежными аналогами, и этому есть простое объяснение. В силу климатических и географических обстоятельств любая продукция, произведённая у нас в стране, по себестоимости дороже, чем произведённая в более благоприятных климатических условиях, с использованием более дешёвой рабочей силы. На всё, что мы производим, объективно накручиваются расходы по содержанию и отоплению производственных зданий, по перевозке на большие российские расстояния, по расходу энергоресурсов и так далее. Таким образом, та наша продукция, которая не является уникальной в мире, становится просто неконкурентоспособной. Чтобы не загнать отечественных производителей в тупик (или в пресловутую «петлю Паршева»), Россия должна производить уникальную продукцию, которую в мире больше не производит никто. Продавать на Запад не просто сырьё, а продукт его глубокой переработки с применением самых современных технологий.
Конечно, надо понимать, что с таким продуктом на Западе нас никто не ждёт. У них есть свои предприятия, им нужно решать свои проблемы по занятости населения, по отчислению налогов, обеспечивать своим гражданам тот высокий уровень жизни, к которому они привыкли. Но ведь перед нами тоже стоит такая задача! Поэтому нам нужно научиться делать не «так же, как они», а лучше, чем они.
Создание уникальной продукции и уникальных технологий, которых в мире больше ни у кого нет – вот два прорывных направления, на которые должно быть обращено самое серьёзное внимание в самое ближайшее время. И понятно, что здесь не обойтись без системы образования и науки, которая должна подготовить соответствующие «мозги» для решения этих задач.
Возвращаясь к ситуации в образовании, я хотел бы коснуться ещё нескольких вопросов. В сознании наших людей укоренилось несколько очень живучих мифов, в том числе о том, что советская система образования была лучшей в мире. Отчасти это так, но есть некоторые объективные критерии оценки. Да, во времена Советского Союза наши школьники постоянно участвовали в международных олимпиадах по физике, математике, химии, биологии и другим предметам. Но нельзя сказать, что тогда результаты олимпиад были гораздо лучше, чем сейчас. И сегодня мы стабильно входим в пятёрку стран, которые по итогам олимпиад в том или ином предмете постоянно лидируют. Другое дело, что во времена Советского Союза системе подготовки олимпиадников уделялось огромнейшее внимание – это действительно была государственная задача. Сейчас в большей степени эта задача переложена на плечи субъектов Российской Федерации, возможности и ресурсы которых несравнимы между собой. Но могу сказать, что школьники Удмуртской Республики всё чаще становятся участниками и призёрами олимпиад самого разного (в том числе и международного) уровня по самым разным предметам, в том числе по математике и физике. Это говорит о том, что наша система образования всё ещё находится на очень приличном уровне.
Пожалуй, самая больная и по-прежнему обсуждаемая тема – это введение Единого государственного экзамена. Сейчас, когда прошло уже почти семь лет со времени его введения у нас в республике я могу сказать, что практика ЕГЭ не лишена здравого смысла. Сегодня у нас, как у управленцев, есть объективный критерий оценки состояния уровня образования в Удмуртской Республике. Мы чётко фиксируем ситуацию с тем или иным предметом в каждом населённом пункте республики, в каждой конкретной школе. Видим, где надо решать кадровые вопросы или вопросы материально-технического обеспечения – одним словом, выправлять ситуацию там, где она «проседает», и, в конечном счёте, подтягивать результаты по всем предметам до уровня выше среднего по стране. По-другому и быть не может.
Кроме того, ЕГЭ – это объективный критерий, который действительно позволяет нашим лучшим школьникам поступать в лучшие вузы республики и страны, при этом не неся серьёзных материальных затрат и даже не выезжая из своих населённых пунктов. Кончено, для нас это создаёт некоторую проблему: идёт отток наиболее одарённых и подготовленных ребят – тех, у которых результаты ЕГЭ выше, чем в среднем по республике. Они поступают в столичные вузы, и это очень хорошо. Плохо, что к нам они потом не возвращаются. В этом состоит задача, которую мы тоже должны решать: создавать здесь, в республике, такие рабочие места, которые были бы интересны этим нашим ребятам, получающим образование в престижных столичных вузах. Чтобы, получив диплом, они возвращались сюда, находили работу по специальности, получали достойную заработную плату, чтобы работать здесь им было бы интересно. Чтобы они приносили пользу там, где родились.
Это система «золотого улья», которая блестяще реализована в Китае. Когда государство отправляет своих лучших выпускников школ учиться в ведущие вузы мира, но с обязательным условием: получив образование, они должны вернуться и свои силы, свой интеллект, свои умения и знания приложить на родине. Либо, работая за границей, они всё равно должны работать на свою страну. Вот если бы мы сумели таким образом «повернуть мозги» наших ребят, я думаю, что задача была бы решена просто замечательно. Кстати, китайские школьники и студенты сейчас всё чаще начинают занимать лидирующие позиции на международных олимпиадах – это объективный результат их государственной политики в области образования.
Ещё несколько слов о Едином государственном экзамене. В одном из разговоров с коллегами было высказано такое сравнение: «Если мы отменим ЕГЭ, это будет равносильно тому, чтобы в больницах отменить градусники». Как градусник показывает состояние здоровья человека, так и ЕГЭ показывает, скажем так, состояние, уровень знания каждого конкретного ученика. Если больной будет рассказывать врачу, как и где у него болит, но при этом не будет никаких конкретных показателей – врач будет вынужден лечить больного, основываясь только на его слова, и успех лечения не гарантирован. То же самое будет и в системе образования, если мы уйдём от практики ЕГЭ.
Я не хочу сказать, что в системе ЕГЭ всё безупречно. Просто «не так страшен чёрт, как его малюют». Другое дело, что нам действительно надо совершенствовать контрольно-измерительные материалы и саму процедуру сдачи ЕГЭ. И, может быть, есть смысл в предложении, чтобы ЕГЭ сдавался школьником по желанию. Но это, я думаю, предмет для будущих дискуссий.
Ещё о чём я хотел бы сказать – в системе образования не нужно «изобретать велосипед». Иногда надо просто обратиться к прошлому опыту. Раз уж мы говорим, что советская школа, в том числе высшего профессионального и общего образования, была очень серьёзно отработана, раз мы ею гордимся – наверное, надо взять то лучшее, которое было в этой системе, и применить к нашей сегодняшней действительности. Я бы, например, очень серьёзно поставил вопрос об обязательном распределении студентов по специальности. Сейчас ведь проблема заключается в том, что у нас очень неэффективно работает система профессионального образования. Если посмотреть по отдельным специальностям, то очень большой процент выпускников наших вузов просто-напросто ни дня не работают по специальности. А человек, который пропустил два-три года, почти полностью теряет свои профессиональные навыки и фактически становится потерянным для этой сферы деятельности.
Как повысить эффективность профессионального образования? В начале 2000-х активно обсуждался вопрос о внедрении у нас той же китайской схемы, когда выпускник вуза отучившись за государственные деньги на бюджетном месте, идёт по государственному направлению на конкретное предприятие и отрабатывает там три года. Если он не идёт по направлению, то он обязан вернуть государству те средства, которые были потрачены на его обучение. Если такую систему внедрить у нас, то я думаю, что она бы помогла решить многие вопросы.
Ну и, конечно, самое главное – чтобы любой человек, получивший профессиональное образование, никоим образом не останавливался на достигнутом. Он должен понимать, что мир, технологии, информация меняются настолько быстро, что он постоянно должен быть в курсе событий, постоянно должен учиться. Тезис о том, что современный образованный человек должен учиться всю жизнь, абсолютно верен. И если кто-то считает, что, окончив пусть даже самое престижное учебное заведение, он уже получил сумму знаний, которой ему хватит на всю оставшуюся жизнь – это самое большое заблуждение, которое с таким человеком может сыграть злую шутку.
В завершение я хочу сказать, что мы, как система образования и Удмуртской Республики, и Российской Федерации, на сегодняшний день испытываем подъём. Каждый участник образовательного процесса не на словах, а на деле чувствует заботу и внимание государства. Мы это очень ценим и надеемся, что так будет продолжаться и дальше. А залогом этого является, конечно же, стабильность в обществе, продолжение того курса развития страны, который реализуется сегодня. Это гарантия того, что у нас не произойдёт никаких резких поворотов и смены власти на самом высшем уровне. Естественно, мы за то, чтобы эта преемственность сохранилась, избежав каких бы то ни было резких катаклизмов».

Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Новости рубрики Образование
#

Нарушения в 17 учреждениях школьного допобразования выявили в Удмуртии

30.11.2016 Организациям выписаны штрафы на общую сумму 83 тысячи рублей. >>

#

Межрегиональная олимпиада школьников состоится в УдГУ

24.11.2016 Ее победители и призеры смогут без экзаменов поступить на бюджетные места по направлению«Информационная безопасность». >>

#

Единый образовательный комплекс из 4 общеобразовательных школ и детского сада может появиться в Ижевске

23.11.2016 Объединить могут школы  № 7, 73, 93, 94 и детский сад № 204 >>

Новости партнёров

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

03.12.16 17:43 Санкт-Петербургский суд отклонил иск о запрете Facebook в России

Иск подал общественный активист, посчитав, что данная социальная сеть ...

03.12.16 16:30 Любителя пьяной езды за рулем будут судить в Ижевске

Сотрудники Госавтоинспекции поймали его при управлении автомобилем в с...

03.12.16 15:30 Главой Центробанка названы две меры, способные улучшить ситуацию на рынке ОСАГО

По экспертным оценкам, недобросовестные посредники заработали на страх...

03.12.16 14:35 Неблагополучный участок по бешенству появился в Ижевске

Мужчина обнаружил труп бешенной лисы в своем огороде в Ленинском район...

03.12.16 13:30 Банк России опроверг информацию о краже 2 млрд рублей с корсчетов

Речь шла об убытках коммерческих банков и их клиентов за весь 2016 год...

03.12.16 12:30 78 представителей торговли приняли участие в совещании МЧС по Удмуртии после пожара на складе Ижтрейдинга

Республиканской Прокуратуре предложено провести проверки объектов торг...

03.12.16 11:40 Место падения фрагмента грузового корабля «Прогресс» охраняют в Туве

Сотрудники полиции будут находится там до прибытия комиссии Роскосмоса....

03.12.16 10:30 18-летняя ижевчанка чуть не угодила в тюрьму за подделку билета школьника

Суд назначил ей наказание в виде ограничения свободы сроком на 4 месяц...

02.12.16 18:00 Удмуртия окажется под влиянием теплого циклона

Холод вернется в республику в понедельник.

02.12.16 17:50 Шанхайскую технологию борьбы с незаконными объявлениями используют в Ижевске

Боле 1500 номеров внесено в специальную базу.

Акция

Герои нашего времени

Интернет

iИзвестия

читайте нас в своих iPad/iPhone

Обзор

Афиша

анонс культурных мероприятий

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях