Развернуть

Мятежная Ася

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Октябрьский концерт Аси Корепановой в Ижевске, где пианистка исполнила уникальную программу из 24 фортепианных этюдов Листа, позволил обозревателю Известий Удмуртской Республики вызвать нашу именитую землячку на очередной откровенный эксклюзив.

Чувства к Листу с чистого листа

- Предлогом для начала разговора возьму недавний концерт. Сдаётся мне, что Лист по-прежнему толкает тебя вперёд в музыке?

- Вне всякого сомнения! Лист бесконечно многогранен, и в нём продолжаешь находить новое, сколько ни играешь. Да и вообще он хороший был мужик.

- И, как видно, таковым остаётся до сих пор. Твой роман с этюдами Листа начался десять лет назад с «трёхмерного» проекта Эйфория по Листу, где музыку сопровождали твои стихи и графика. Спустя время ты по-прежнему очарована этой музыкой, и наверняка в этом очарование есть новые ощущения?

- Для меня это очень серьёзный вопрос. Очарование по Листу действительно осталось, но оно приобрело совершенно другие черты. Когда ты молодой пианист и играешь 12 трансцендентных этюдов, это напоминает восхождение на Эверест и порой приходит мысль, что, карабкаясь вверх, ты можешь умереть. Но если ты не умираешь, если тебе хватает воздуха шагать дальше, то возникает то самое чувство эйфории. А затем Лист воспринимается как бесконечно романтический композитор, в котором скрываются два информационных слоя. В первом из них бушующее море эмоций и всевозможных пианистических сложностей, когда для исполнения его музыки надо кушать много каши. Но когда ты осваиваешься в этом море, то можешь себе позволить открывать неизвестного для тебя Листа, его философию, его внутренние лейтмотивы, где отчётливо слышна бетховенская тема судьбы. И ты сразу понимаешь, что композитор пишет не просто бравурную виртуозную и блестящую пьесу, а закладывает в неё множественные секреты и скрытые смыслы. Поэтому, когда мне стукнет лет 70, дай Бог дожить, я буду продолжать играть Листа, и он по-прежнему будет толкать меня вперёд.

Вторая после Чайковского

- Обзор твоего американского настоящего начну издалека. В феврале прошлого года в чикагском Preston Breadly Hall в день рождения Дамы Майры Хесс ты исполняла Баха, Шуберта и 32 вариации Бетховена. Прекрасно помню, как незадолго до концерта ты признавалась: «Всю жизнь я мечтала сыграть эти вариации. Я не могу дождаться, когда наступит этот день! В этот день я буду очень счастлива!» Когда этот день прошёл, ты поняла, что была в нём счастлива?

- Да, я была счастлива, потому что этот концерт стал тем редким случаем, когда ты чувствуешь, что все элементы в твоей программе идеально подходят друг другу и органично взаимосвязаны. Причём 17 марта следующего года я снова буду играть 32 вариации Бетховена, дебютируя на крупнейшем Международном фортепианном фестивале в Майами. Это выступление можно будет увидеть в YouTube.

- Из Чикаго образно перелетим в Нью-Йорк. Объясню смысл этого захода. Как мне кажется, Ася Корепанова очень похожа на этот самый Нью-Йорк - город, который не спит. А ты и есть пианистка, которая не спит и не зевает в своих творческих идеях?

- Как хорошо сказано! Мастерское сравнение, - расхохоталась собеседница. - В своём отношении к Нью-Йорку человечество делится всего на два лагеря - одни люди не выносят его на дух, а вторые - влюблены в него. Я себя отношу ко вторым и обожаю Нью-Йорк! Кстати, 11 ноября я снова буду там играть на фестивале Eurasia Festival.

- Тут-то я и заманил тебя в ловушку. Какие рефлексии принёс тебе дебют на сцене нью-йоркского Carnegie Hall 17 февраля 2017 года? Вдруг ты вспоминала Чайковского, дирижировавшего Нью-Йоркским симфоническим оркестром на открытии этого концертного зала на углу Седьмой авеню и 57-й улицы на Манхэттене 5 мая 1891 года.

- Разумеется, я знала об этом, но в тот момент думала о другом - о Бетховене, потому как мне предстояло исполнять его хоральную фантазию для фортепиано, хора и оркестра.

- А надо было думать о Петре Ильиче! Всё-таки после Чайковского ты стала второй среди уроженцев Удмуртии, кто вышел на сцену этого престижного зала.

- О как! Ну, значит, кто-то должен стать третьим после нас с Чайковским: «Ау, народ, подтягиваемся!» - с улыбкой громко призвала Ася. - Если же говорить серьёзно, то дебют в Carnegie Hall принёс мне трепетные эмоции, радость, ощущение гордости и осознание масштабности этого события лично для меня. Не зря ж говорят, что для каждого музыканта есть жизнь до того, как он сыграл в этом зале, и после того. Но самое странное состояло в том, что перед выходом на сцену я ни капли не волновалась. Я вышла к роялю, почувствовала себя в своей тарелке, начала играть и услышала знаменитую потрясающую акустику Carnegie Hall.

Президент «Музыки для умов»

- Ну а из Нью-Йорка доедем до недалёкого Балтимора. Как ты стала обладательницей собственного музыкального фестиваля? Это же тонкий уровневый индикатор. Отныне ты артистка высокого полёта.

- Однажды по приглашению знакомой виолончелистки я приехала в Балтимор, чтобы сыграть концерт в университете штата Мэриленд. И эта девушка похвасталась, что университетский концертный комплекс наконец-то открылся после долгостроя. Когда я зашла в зал, то пришла в дикий восторг от потрясающей акустики, двух новых роялей Steinway и великолепной высокотехнологичной студии звукозаписи. Сразу поняла, что именно в этом зале я хочу записать свой диск с тремя сонатами Рахманинова. Эта запись, кстати, должна выйти в свет к весне 2018 года.

- Как это с тремя сонатами? Насколько помнится, Сергей Васильевич написал всего две фортепианные сонаты?

- Потому что третья - моя транскрипция его виолончельной сонаты, - усмехнулась пианистка, продолжив повествование: – «Наверное, у вас стоит огромная очередь из людей, которые хотят здесь проводить концерты?» - поинтересовалась я после записи у хозяев. «Ну, если честно, пока очереди нет. В этом зале репетирует только студенческий оркестр, проводятся инструментальные экзамены, и иногда зал сдаётся в аренду. – «Погодите! Вы хотите сказать, что у вас не проходят никакие фестивали?» - Пока нет. Но если у вас есть желание их учредить и организовать, то мы готовы рассмотреть ваши идеи. Вот так я и дебютировала в роли артистического директора музыкального фестиваля. Параллельно, я также стала учредителем и президентом некоммерческой просветительской организации Music for minds.

- Музыка для умов?!

- Да, потому что мы знакомим детишек с серьезной классической музыкой и создаём фестивали. И вот первый из них - Festival Baltimore - уникальный в своём роде фестиваль музыкальных циклов, мы организовали и провели минувшим летом. Были исполнены - каждый из них в один вечер - все сонаты Бетховена для виолончели и фортепиано, все сонаты Брамса для скрипки и фортепиано, все 24 этюда Листа, все произведения для саксофона и фортепиано и все фортепианные сонаты американских композиторов Пола Крестона и Джорджа Уокера, все фортепианные квартеты Брамса и многое другое! Конечно, мне пришлось серьёзно работать, занимаясь миллиардом вещей, которые раньше я никогда не делала! Скажу откровенно, это очень увлекательно, но одновременно очень нелегко. Впервые в жизни я встала по другую сторону занавеса, но, считаю, что справилась. Позитивный резонанс был настолько сильным, что руководство университета предложило мне сделать этот фестиваль ежегодным, и второй по счёту пройдёт в июне будущего года. Думаю, теперь мне будет легче, потому что сейчас у меня есть приобретённый опыт, и я намного лучше понимаю то, как это нужно делать.

Работа над симфонией и плавание в Атлантике

- Из Балтимора возьмём курс на Бостон. Почему вдруг в твоей жизни после Флориды возник этот порт приписки? С чем был связан переезд?

- С тем, что мой муж Дмитрий получил работу в Бостоне. И для меня этот переезд тоже стал замечательным апгрейдом, потому что в Бостоне культурная жизнь намного насыщенней, нежели во Флориде.

- Для усреднённого обывателя, к каким причислю себя, Бостон ассоциируется с «Бостонским чаепитием» в декабре 1773 года, с которого стартовала американская история, с Международным легкоатлетическим марафоном, музыкальным колледжем Бёркли, бостон-терьером, университетами Гарвард и Массачусетс, баскетбольным «Селтикс», хоккейным «Брюинз», симфоническим оркестром и кремовым пирогом…

- …этот пирог на самом деле очень вкусный. Но спрашивать меня о том, когда я сыграю с Бостонским симфоническим оркестром, ещё чуть-чуть рано. Мы работаем над этим!

- И всё-таки чем и кем является для тебя Бостон?

- Прежде всего, мои ассоциации наводят на оркестр и многочисленные консерватории.

- Ну а с марафоном-то как быть? У тебя же давняя любовь к исполнению масштабных фортепианных циклов и многочастных марафонских программ. Этюды Листа, вариации Бетховена тому подтверждение.

- Бегать вредно для суставов, поэтому я, когда есть время, плаваю.

- В Атлантике?

- В бассейне! Но и в океане тоже. Это так классно!

Парад музыкальных планет

- Сотню лет назад Бостон был эпицентром американской музыкальной жизни. Может быть, именно поэтому в старт своего YouTube проекта «Полуночные пьесы» (Midnight Pieces) из 53 эпизодов ты выбрала Эми Бич, написавшую романс «Экстаз» на стихи Виктора Гюго?

В сентябре музыкальный мир праздновал 150-летие этой пианистки и композитора Эми Бич. Она была знаковой фигурой одновременно для американского искусства и для феминистического движения. Неслучайно она стала первым композитором, которую признали и начали уважать коллеги-мужчины, потому что в сочинениях Эми Бич нельзя было услышать типично женских ноток. Для той поры это признание было сродни революционному прорыву. Её музыка наполнена яркостью и эмоциональностью. Когда я впервые услышала романс «Экстаз», то поняла, что хочу написать транскрипцию его для фортепиано, премьера которой и открыла мой проект.

- Во второй серии «Полуночных пьес» в главной роли выступил Антон Брукнер и его «Воспоминание». Этот композитор невольно «обманул» весь музыкальный мир. Его всегда считали автором симфонических полотен, а он оказался ещё и тонким лириком в фортепианных пьесах. Ты не устаёшь удивляться в музыке сама и делишься этими открытиями с меломанами.

- В силу своей любознательности и желания лезть в неизведанные миры я постоянно что-то открываю для себя и понимаю, что большинство людей - не только меломанов, но и профессиональных музыкантов даже из тех, на кого я всегда смотрела снизу вверх, об этом вообще не догадываются. Наверное, потому, что их знания располагаются в других областях. У того же Брукнера сохранились всего три или четыре фортепианные пьесы, и самой сильной из них по воздействию, считаю, стало как раз «Воспоминание». Эта пьеса настоящая жемчужина…

- … и ты, как искательница жемчуга, нашла её на дне моря музыки. И вдруг после мощного импортного начала, после Бич, Брукнера и Дебюсси, первым из русских композиторов ты неожиданно приглашаешь в проект Кабалевского и тоже открываешь его.

- Первым из русских композиторов я поставила Кабалевского специально, хотя в этом проекте у меня не предусмотрены некие хитроумные замыслы. На Западе среди русских композиторов хорошо знают Чайковского, Рахманинова, Прокофьева…

- …кто дополнит этот ряд Стравинским или Шостаковичем.

- Но там абсолютно неизвестными остаются Кюи, Лядов, Аренский etc. Пусть меня закидают камнями, но те, кто хотя бы немного ходил в музыкальную школу, при фамилии Кабалевского до сих пор вздрагивают и трясутся в кондрашке, потому что вспоминают занудные детские пьески и советские симфонии. В то же время мало кто знает его цикл из 24 фортепианных прелюдий. В проекте я исполнила одну из этих прелюдий, а в недалёком будущем хочу сыграть весь цикл. Потому что это потрясающая музыка!

- Не знаю, что будет вслед за Сибелиусом и Гершвиным, но знаю точно, что и остальные 47 композиторов - это тоже планеты. Каждый в отдельности, но вместе они выходят на большой музыкальный парад. Однако в эмоциональном окрасе первых четырёх эпизодов преобладает светлая печаль. Процитирую Дебюсси и поэта Верлена с их «Лунным светом»: «Там в пении сплошной минорный тон/Там мир любви/Там весело бездумным…» Вряд ли это случайности?

- Нет, я это не спланировала. В этом цикле у меня подобраны пьесы лирического характера. Это музыка для спокойных вечеров, хотя в них не обойдётся без веселья, юмора и страстей.

 - И вообще огласите весь список, или он есть пока только в эскизах?

- Все композиторы и их пьесы в моём проекте выстроены от и до, но раскрывать весь список не стану, потому что на своих страничках в социальных сетях хочу запустить для моей аудитории что-то вроде конкурса-угадайки - кто отгадает следующего автора, то может рассчитывать на персональный приз.

- В этом проекте ты ещё и модница - 53 уникальных, в том смысле что неповторяющихся наряда. Как наполняешь свой концертный гардероб для выхода в эфир?

- Хитрим помаленьку, но чувствую, что придётся стрелять наряды.

Нетрудное избавление от барьеров

- После концерта этюдов Листа ко мне подошёл известный ижевский музыкальный педагог и сказал на ухо: «В своём пианизме Ася стала играть по-американски. Ещё мощней и агрессивней». Согласишься с этим мнением?

- Частично соглашусь. Я стала играть свободнее во многих отношениях и искать возможности выражения моих сильнейших и ярчайших эмоций и музыкальных ассоциаций. Музыка Листа этому способствует в полной мере. Одновременно надо понимать, что на предыдущих нескольких концертах в Ижевске я играла музыку менее виртуозную, где не буйствует настолько стихия и краски совершенно другие. Вообще, нынешнее конкурсное мышление сильно ограничивает музыкантов, и если ты позволяешь себе показывать крайние эмоции, неистовую сторону музыки, то действительно, зачастую бываешь обвинён в агрессии, хотя о ней вообще речь не идёт.

- Скажи, а что сегодня актуально для исполнителя на американской сцене и за сценой? Понятно, что не в попсе, а в музыкальной классике.

- В Америке, кроме собственно исполнительского мастерства, чрезвычайно ценится открытость артиста, отсутствие звёздности, всяких закидонов. Ценится отсутствие хмурости и зажатости. К сожалению, эти качества зачастую присущи выходцам из постсоветского пространства. В отношении себя скажу, что за время, проведённое за океаном, мне как будто удалось избавиться от многих психологических барьеров.

- Поэтому после одного из концертов ты ответила на просьбу слушательницы и сыграла для её супруга-именинника незамысловатую Happy birthday?

- Сыграла. Потому что сделать это мне было не трудно и тем более прикольно играть Happy birthday каждый раз по-разному, импровизируя новые пассажи для украшения мелодии.

- Но кому-то сложно переступить через этот порог и улавливать тренды в социуме. Скажи от сердца - как тебе живётся в Америке?

- Хорошо живётся. У меня есть возможность заниматься любимым делом и одновременно реализовывать мечты и проекты, на которые я раньше и не помыслила бы замахнуться.

- А что бросается в глаза на контрасте, когда ты возвращаешься из штатов в Россию?

- Разные вещи. Например, бьёт в нос плохой загазованный воздух. Когда ты выходишь в Москве из Домодедово, то у тебя возникает ощущение, что попал в Китай на мировую фабрику. А ещё огромное количество курильщиков. Обращаю внимание я и на несчастные лица среднестатистических прохожих. За границей часто вычисляешь россиян по выражению лица, на котором края губ коромыслом падают вниз. А ведь это гримаса неудовлетворённости жизнью.

С высокой скоростью по жизни

- Зато когда мы зажигаемся, это коромысло мигом переворачивается кончиками вверх. И Ася Корепанова умеет это делать для земляков. После концерта услышал твой чудный рассказ о том, как в свой день рождения, когда тебе исполнилось пять лет, ты носилась по квартире, ударилась об стол и поставила живописный синяк под глазом. Вот когда просыпалась природа твоей мятежности! Скорость жизни у тебя очень высокая, и сейчас ты всё такая же мятежная?

- Наверное, да! Поэтому медленный интернет на родине доставляет мне, мягко говоря, жуткие неудобства. Зато абсолютно прекрасно остановиться во времени, побыть с родными и вернуться в детство, хотя бы ненадолго возвращаясь домой.


Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке
Статьи по теме
Кама с мёдом

Кама с мёдом

16.11.2017 Каракулинские возможности основаны на великой реке и на её богатых красивых окрестностях >>

Сыщик до мозга костей

Сыщик до мозга костей

10.11.2017 Начальник уголовного розыска МВД по Удмуртии Абудар Муллахметов работать в органах начал ещё в Советском Союзе - в 1980 году. За 37 лет службы для него и его коллег поменялось многое. >>

Большой путь с постоянным началом

Большой путь с постоянным началом

02.11.2017 85 лет назад в Удмуртии вышла в эфир первая радиопередача. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

17:00 В Удмуртии новоселы с 2018 года получат возможность выбирать интернет-оператора

Застройщики должны будут предусмотреть места для размещения оборудован...

16:40 Парк автомобилей «скорой помощи» Удмуртии пополнился еще тремя автомобилями

Комплектация машин позволяет на месте провести экстренную диагностику ...

16:20 Отопительный сезон в Удмуртии проходит без серьезных происшествий

Ведётся круглосуточный мониторинг работы всех систем жизнеобеспечения ...

16:00 В Игринском районе задержаны браконьеры с оружием и убитым лосем

У них была изъята туша убитого лося.

15:40 Два человека пострадали в ДТП на объездной Ижевска

Столкновение иномарок произошло при совершении обгона.

15:20 Воткинск стал точкой в маршруте «Музыка без границ: Великие композиторы России и Австрии»

Проект организован в рамках «перекрестного» Года музыки двух стран.

15:00 Завод «Ижсталь» завершил капитальный ремонт одного из основных прокатных станов

На нем производится около 45 % всего объема готового проката.

14:40 Перспективы создания регионального центра ядерной медицины обсудит в Москве глава Удмуртии

Сегодня, 16 января, у Александра Бречалова намечена рабочая встреча с ...

14:10 Убийство 15-летней давности раскрыли следователи в Удмуртии

Всего за последние 10 лет расследовано более 700 преступлений прошлых ...

13:50 В Удмуртии на трассе неопытный водитель спровоцировал ДТП с двумя пострадавшими

При повороте налево он не пропустил встречный автомобиль.

Ижевская винтовка

Международный марафон им.Кулаковой

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях