Развернуть

Безумная идея и грамотное воплощение

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Если говорить о 1990-х годах как о времени с нестабильной экономикой, то идея создания симфонического оркестра Удмуртии в 1992 году кажется сродни безумию. Но, с другой стороны, именно эти годы дали импульс для развития творческих экспериментов во всех областях культуры. И в этом свете появление нового профессионального коллектива в республике кажется логичным и обоснованным.

О том, как возник Государственный симфонический оркестр Удмуртии, который в этом году отмечает свое 25-летие, сегодня в нашей музыкальной гостиной рассказывает композитор и музыковед Юрий Толкач.

- Юрий Львович, как возникла идея создания оркестра и почему именно в неспокойные 1990-е?

- На самом деле, история с оркестром в Ижевске более давняя, чем кажется на первый взгляд. Попытки его создания относятся ещё к 20-м годам прошлого века. Тогда было организовано Филармоническое общество музыкантов, на базе которого возник небольшой симфонический коллектив. Просуществовав 14 лет, он в силу разных причин распался.

В 1938 году попытка создания оркестра была предпринята вновь. В этот раз его состав был значительно расширен, но с началом войны коллектив расформировали.

Затем на протяжении ряда послевоенных десятилетий вопрос об организации оркестра поднимался неоднократно, но не находил решения. Периодически под определённые проекты собирались музыканты - из театрального оркестра, музыкального училища: играли разовые концерты, записывали музыку удмуртских композиторов.

И даже возникновение регулярных фестивалей, посвящённых Петру Ильичу Чайковскому, не обострил вопроса о создании оркестра. Тогда бытовало мнение, что приглашённые звёзды, такие, например, как оркестр Светланова, решают проблему отсутствия в Удмуртии собственного симфонического коллектива.

Но музыкальная общественность и любители музыки продолжали задаваться вопросом, почему на родине Чайковского нет своего симфонического оркестра, который мог бы не только исполнять классику, но и пропагандировать творчество наших авторов, популяризировать их сочинения. С появлением в 1973 году Союза композиторов Удмуртии идея приобрела ещё большую актуальность. Приехали молодые композиторы, активизировались маститые, было создано много симфонических произведений. Но даже когда в 1987 году в Удмуртии впервые прошёл Фестиваль композиторов Поволжья и Приуралья, где играл приглашённый оркестр из Воронежа, дело не сдвинулось с мёртвой точки. В республике по-прежнему не было своего симфонического коллектива.

В 1993 году фестиваль должен был вернуться в Удмуртию вновь, так как он проходит по очереди в шести республиках и областях региона. Денег на приглашение оркестров уже не выделялось, и тогда было принято решение собрать музыкантов, как некогда уже практиковалось. Это подтолкнуло Союз композиторов Удмуртии к действию, и, проявив настойчивость, его активисты отправились к министру культуры - Анетте Петровне Сидоровой - с предложением рассмотреть возможность организации постоянного коллектива.

Мы понимали, что идея в разрезе вершившихся тогда преобразований была безумной. Но инициативная группа в лице Николая Михайловича Шабалина, Александра Германовича Корепанова, музыкантов Александра Галушко и Владимира Иваровского отправилась в Минкультуры республики.

Аннета Петровна сразу вникла в проблему. Я не знаю, как ей удалось добиться реализации этого грандиозного проекта, но приказ о формировании Государственного симфонического оркестра Удмуртии появился в ноябре 1992 года, а в январе 1993-го фестиваль композиторов Поволжья и Приуралья состоялся с участием вновь созданного профессионального коллектива.

Выступление очень понравилось и гостям, и зрителям. Тогда за дирижёрский пульт встали уже достаточно известный на тот период Владимир Иваровский и молодой, только заканчивающий аспирантуру в Уральской консерватории Николай Роготнев. С этого выступления началась история оркестра. Так с подачи Союза композиторов и при поддержке Минкультуры и Правительства Удмуртии в республике появился свой профессиональный симфонический коллектив, который уже с осени 1993 года начал регулярную концертную деятельность.

- Состав оркестра был сразу полностью укомплектован?

- Да. В количественном отношении оркестр был собран. Другое дело, что состав некоторых групп, например струнных, был не очень большим. Я помню, на первых концертах у нас был один или два контрабаса всего. Но в целом оркестр был собран, соответствовал параметрам.

- Музыканты использовали свои инструменты?

- Да. Свои личные. Это в последние годы стали постепенно приобретаться хорошие инструменты, а тогда играли на подручном материале.

Проблемы были и в том, что некоторые молодые музыканты ещё не владели навыками ансамблевой игры, а оркестр - это очень тонкая материя. И первые пять лет была некая притирка. Оркестр постепенно сыгрывался, накапливал репертуар и, самое главное, с первых дней существования заложил очень правильную тактику работы со зрителем, которая и сейчас великолепно отзывается. Это абонементная система, в которой огромную роль играли музыкально-просветительские программы для детей и юношества.

- Значит, оркестр был сразу нацелен на долгую историю, раз занялся взращиванием своей публики.

- Совершенно верно. Руководство сразу сообразило, что, если коллектив хочет иметь стабильную публику, необходимо её готовить. И идея блестяще оправдалась. Честно скажу, в первые годы работы оркестра посещаемость концертов была неравномерной. На некоторые мероприятия публика приходила охотно, на другие не набиралось и половины зала, что, конечно, является естественным процессом.

Детские абонементы сразу вызвали интерес. И сегодня мы имеем публику, которая буквально росла на наших концертах. Это люди, воспитанные на симфонической музыке, влюблённые в коллектив. Сегодня билеты практически на все концерты предлагаются в абонементной системе и расходятся вмиг.

Другая традиция, заложенная в конце 1990-х, когда полноправным дирижёром после отъезда Владимира Иваровского в Санкт-Петербург, стал Николай Серафимович Роготнев. Именно под его руководством оркестр приобрёл авторитет не только среди коллег, но и среди зрителей и продолжает осваивать новые площадки как в городах России, так и за рубежом.

- А где оркестр базировался в первые годы своей работы?

- В первые годы работы мы выступали в старом Национальном театре Удмуртии. Надо сказать, что, несмотря на свой скромный декор, он обладал неплохой акустикой. Позже основной площадкой для выступления стал Театр оперы и балета, а детские и юношеские абонементы проходят в Доме молодёжи, как и повелось.

- Почему оркестр не является правопреемником того первого оркестра 20-х годов прошлого века?

- Дело в том, что те оркестры существовали не долго, и никакой преемственной связи с ними не сохранилось. Можно с полным правом сказать, что современный симфонический оркестр действительно возник заново.

История Театра оперы и балета тоже не может считаться с 30-х годов ХХ века, хотя именно в то время московский композитор Дмитрий Степанович Васильев-Буглай, находящийся в Ижевске, решил собрать оперную труппу. В неё тогда входили солисты из разных городов России, в том числе и из Москвы. Труппа ставила оперы, но существовать только за счёт варягов театр долго не смог, поэтому быстро распался… Затем музыкальный театр, а впоследствии Театр оперы и балета, тоже создавался заново.

- История оркестра неразрывно связана с Союзом композиторов. Юрий Львович, расскажите, чем сегодня живёт творческое объединение?

- Сейчас в составе Союза композиторов 10 человек, практически половина из них - музыковеды. По масштабам российских организаций - не так уж мало. Дело в том, что Союз композиторов наиболее малочисленный среди всех творческих союзов России. Композиторы, видимо, более штучная продукция.

К сожалению, в последние годы мы потеряли наших старейших членов - ушли из жизни два замечательных музыковеда, стоявшие у истоков зарождения музыковедения Удмуртии. Это Римма Аркадьевна Чуракова и Ариадна Николаевна Голубкова.

Несмотря на то что нас так немного, мы стараемся работать очень активно. Наши приоритеты - постоянная пропаганда музыки композиторов Удмуртии при помощи концертных мероприятий. У нас в последние годы состоялись концерты, посвящённые 40-летию Союза композиторов, были очень интересные авторские концерты наших юбиляров - Сергея Черезова, Александра Корепанова. В декабре планируется большой проект с участием не только симфонического оркестра, но и хоров, посвящённый 70-летию Евгении Владимировны Копысовой. Приятно отметить, что все наши мероприятия собирают полные залы.

В январе прошёл мой авторский концерт в Воткинске. Причём инициатива исходила не от меня, а от музыкантов города. Мне позвонили и рассказали об идее подготовить большую концертную программу из моих произведений. Было очень приятно.

Мы уделяем много времени работе с детьми. Можно сказать, что в Удмуртии проходит никогда не заканчивающийся фестиваль «Композиторы Удмуртии - детям», в рамках которого мы посещаем общеобразовательные и музыкальные школы.

- Для пропаганды музыки большую роль играет и издательское дело. В Удмуртии можно приобрести ноты с произведениями композиторов республики?

- Когда Союз композиторов Удмуртии только появился, отсутствие печатных нотных текстов было главной претензией к нашей работе. «Вы что-то пишете, что-то исполняете, а где ноты?, - постоянно упрекали нас.

Но дело в том, что в советские годы издать нотный текст было большой проблемой. Тут были и бюрократические, и технические препоны - не было элементарной возможности нотного набора. Чтобы издать ноты, надо было найти кого-то, кто их красиво перепишет, а потом сделать клише. И вот все наши старые сборники изданы по переписанным руками опытных переписчиков страницам.

Конечно, в центральных издательствах существовали определённые кассы нотного набора, но в Удмуртии ничего такого не было, и это тоже тормозило процесс. Как это ни парадоксально, ситуация изменилась в лучшую сторону в 1990-е годы. Многие препоны растворились сами собой: есть деньги - издавай что хочешь! И, конечно, большую роль сыграла компьютерная революция. Сейчас есть великолепные нотные редакторы, в которых можно набирать нотные тексты, и на выходе это выглядит блестяще, словно издано в Европе. Все композиторы у нас этой технологией набора владеют, и мы с 2004 года постепенно начали большую издательскую деятельность.

К настоящему времени издано очень много нот для детей и удмуртской классики. В частности, мы буквально сохранили от распадения партитуру оперы «Наталь». Она была в единственном экземпляре: тронь её - она рассыплется. Александр Германович - сын Германа Афанасьевича лично сам ее набрал на компьютере, отредактировал, и теперь она уже навсегда в двух красивых томах сохранена для потомства. Надеюсь, она будет поставлена на сцене Театра оперы и балета.

Стали постепенно обеспечивать нотами детские коллективы, исполнительские коллективы, распространять сборники за пределами Удмуртии, что, конечно, способствовало популяризации музыки композиторов республики.

В 2007 году мы выпустили уникальную вещь - на двух дисках мультимедийный альманах-энциклопедию «Золотой век удмуртской музыки». В нём собраны лучшие произведения в записях, фотографии, статьи, сведения о композиторах. Он уже разошёлся. Сегодня эти диски есть почти в каждой общеобразовательной школе и во всех музыкальных.

В этом году мы закончили работу над новым изданием. Теперь это будет на DVD-дисках, так как альманах включает в себя и видеоматериалы, и аудиозаписи, и большой комплекс музыковедческих статей. Презентация нового издания намечена на осень.

Большинство дисков и печатной продукции издаются за счёт грантовых средств. Мы неоднократно выигрывали грант Минэкномразвития. Один из них был полностью потрачен на издание произведений Германа Афанасьевича, другой - на издание музыки для детей и юношества, а третий - на антологию.

- А издание книг по музыковедению и методических материалов для музыкальных школ - тоже в ведении Союза композиторов Удмуртии?

- Да. Долгое время книг об удмуртской музыке было действительно очень мало. В 1969 году была издана книжечка «Путь к удмуртской опере», были отдельные разбросанные статьи. Сейчас ситуация постепенно сдвигается с мёртвой точки. За последние 10 лет вышла очень хорошая книга Риммы Чураковой, посвящённая творчеству Николая Максимовича Греховодова, затем книга, посвящённая памяти Корепанова-Камского. Также воспоминания о своём отце выпустил Александр Германович. И, наконец, нам удалось, используя средства гранта, выпустить книгу для учителей музыки «Музыка Удмуртии». Она имеет приложение в виде диска, на котором собраны методические материалы, ноты и записи.

- А взаимодействие с оркестром? Совместные проекты по-прежнему актуальны?

- Конечно! Одна из главных задач Союза композиторов, наряду с сохранением истории, - это пропаганда музыки наших авторов среди молодых исполнителей и слушателей. И именно с помощью симфонического оркестра мы решаем эти задачи. За четверть века коллектив озвучил многие наши премьеры и «стряхнул пыль» с первой удмуртской симфонии Германа Корепанова, ярко и образно исполнив её на концерте, посвящённом юбилею композитора в 2005 году.

С другой стороны, создание оркестра стало громадным стимулом для появления новых произведений наших композиторов, мы стали активнее работать.

Кроме того, будущий, 2018 год будет наполнен важными событиями. Во-первых, Союзу композиторов Удмуртии исполняется 45 лет, а во-вторых, республика вновь примет фестиваль композиторов Поволжья и Приуралья, что подразумевает полную включённость в эти проекта коллектива оркестра.

Кстати, в этом году фестиваль проходил в Йошкар-Оле, где участники очень положительно отзывались о деятельности Государственного симфонического оркестра. Между прочим, в этом отношении мы находимся в одном ряду с такими республиками, как Татарстан и Башкортостан, которые могут похвастаться стабильными и большим симфоническими коллективами.


Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
Сыщик до мозга костей

Сыщик до мозга костей

10.11.2017 Начальник уголовного розыска МВД по Удмуртии Абудар Муллахметов работать в органах начал ещё в Советском Союзе - в 1980 году. За 37 лет службы для него и его коллег поменялось многое. >>

Большой путь с постоянным началом

Большой путь с постоянным началом

02.11.2017 85 лет назад в Удмуртии вышла в эфир первая радиопередача. >>

Врач, максималист и немного фанатик Александр Киршин

Врач, максималист и немного фанатик Александр Киршин

02.11.2017 В жизни профессиональной и обыденной нам встречаются разные люди. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

16:00 Директор турфирмы из Ижевска предстанет перед судом

Его компания допустила гибель 22-летней туристки.

15:40 В Ижевске на базе ИжГТУ пройдет Всероссийское совещание по развитию кадрового потенциала ОПК

Его участники обсудят федеральные программы и региональную кадровую по...

15:20 Приемная Президента России в Удмуртии ведет прием граждан

Также здесь оказывают бесплатную юридическую консультацию.

15:00 Победителей регионального этапа конкурса «Семья года» наградят в Удмуртии

Ими стали четыре лучшие семьи республики.

14:40 Жители Удмуртии сэкономили на госуслугах МВД более 50 млн рублей

Это стало возможным при использовании Регионального портала государств...

14:20 Зима близко: сельские жители Удмуртии «засели» в интернете

Топ самых «качающих» населенных пунктов вошло село Каркалай. &nbs...

14:00 Удмуртия впервые примет участие во Всероссийской акции «Крылья ангела»

Она посвящена предстоящему Дню матери и пройдёт 24 ноября.

13:40 Хоккеисты «Ижстали» со счетом 5:1 уступили в Перми ХК «Молот-Прикамье»

Главный тренер «сталеваров»: Говорить по игре особо нечего.

13:20 В Балезинском районе Удмуртии уже зажгли новогоднюю ёлку

Это одна из традиций сельхозпредприятий района.

13:00 Выставку, посвященную Дню матери подготовили в Национальной библиотеке Удмуртии

Все желающие смогут увидеть издания из фондов отдела литературы об иск...

Ижевская винтовка

Этап Кубка Евразии

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях