Развернуть
Ключевые слова: Ижевск, Удмуртия

8:0 - в пользу живой музыки

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Удмуртская государственная филармония представила многожанровый фестиваль «80 лет - только живая музыка». Этот фест, посвящённый юбилею ведущей концертной и просветительской организации республики, дал хороший повод развернуть фирменную известинскую «Территорию мужчин» и пригласить на неё всех четверых фронтменов.

Отелла без Дездемоны

Стартовую отмашку юбилейному фестивалю сделал Даниил Крамер с новым набор своих многочисленных друзей. В этот дружеский комплект вошли афроамериканская певица Рита Эдмонд с российской ритм-секцией, которую сложили контрабасист Григорий Зайцев и барабанщик Игорь Игнатов.

За два десятка лет знакомства мы записали с маэстро почти сотню интервью, но ни разу известинец в своих самых разных интересах не прибегал к провокационной технике.

Но недавно я вдруг решил использовать этот приём и прямо спросил о сценических романах Крамера:
- Сколько их у вас было? Имею в виду эти романы с вокалистками…

- Да разве ж я помню всех! Это были десятки, приближающиеся к сотням, - рассмеялся пианист. - Хотя я отчётливо помню те, которые чем-либо выделялись. Запомнились мне Рене Мари и Кармен Ланди, Аманда Пуччи и Ив Корнелиус, Надя Вашингтон и Дебора Пьер. Ну а как забыть большой гастрольный тур по России с 75-летней темнокожей Отеллой Даллас (в марте 2001 года она выступала и в Ижевске. - Прим. авт.), которая в своё время пела в оркестре великого Дюка Эллингтона. К тому моменту у неё почти не осталось голосовых связок, она пела скрипучим голосом, но своей мощнейшей энергетикой Отелла умела пробрать зал, что называется, до самых печёнок. И это была школа Дюка! Будучи достаточно опытным музыкантом, я получил от Отеллы незабываемый урок. Он состоял в другой модели построения сценического шоу, нежели была у меня. Я получил школу выносливости и скрупулёзного отношения к самым невероятным мелочам, которые никогда бы не пришли мне в голову. Перед выступлением в Большом зале имени Чайковского в Москве на репетиции она заставила меня носить за ней шлейф её платья под лучами прожекторов, чтобы посмотреть, как её наряд будет смотреться в разных ракурсах и преломлениях света. «Отелла! Ты что делаешь? У нас на это совсем нет времени», - возмутился я. Тогда она надвинулась на меня и сурово произнесла: «Ты сейчас мой работодатель, платишь мне и поэтому обязан всё сделать так, чтобы выставить меня в самом лучшем свете, чтобы я оправдала твои деньги и заслужила доверие публики!» После этого я с кислой миной покорно ходил по сцене и носил за ней её шлейф, но зато тогда зарубил себе на носу, что мелочей на сцене быть не может - от кончика левой туфли до глобального отношения к построению всей программы. Я был впечатлён этим её отношением. Когда занавес упал окончательно, Отелла поведала в подробностях, что именно так относился к этим мелочам сам Эллингтон. Ко всему прочему я получил от госпожи Даллас урок храбрости. За её плечами был опыт 1930-х годов, когда она пряталась под столиком в каком-нибудь чикагском джазовом клубе, пока наверху местная мафия устраивала перестрелку. После московского триумфа нам предстояло проехать по стране. Едем в один из уральских городов, и я заранее предупреждаю певицу: «Это провинция, там плохой микрофон, всего два софита, но самое страшное состоит в том, что в сцене есть дыры. Я боюсь, что когда ты станешь танцевать, то можешь получить травму…» - «Почему тогда мы едем туда?» - непраздно полюбопытствовала Отелла. «Потому что там нас всегда очень ждёт наша публика», ответил я. И тут наша гостья после того сюжета в зале Чайковского, когда она капризно строила всех звукооператоров и инженеров по свету, вмиг превратилась в даму, довольную всем. Когда я увидел на сцене дыру, заделанную фанерой, то повторно предложил Отелле обойтись без танцев. Надо было видеть её презрительный взгляд в мою сторону и слышать фразу: «Я ещё до Фреда Астера танцевала на малюсеньких пятачках, и ты не видел того, что я вытворяла в нью-йоркском «Коттон-клаб». Вперёд, на сцену, мой друг!» В тот вечер она выдала настолько потрясающий концерт, от которого у меня отвисла челюсть…

Маневр между полюсами состояний

В отличие от пианистов музыканты-струнники нечасто отваживаются на сольные выступления. И дело тут не только в репертуарной ограниченности для инструментов, сколько в трудностях исполнения сольников и восприятии их из зала.

Однако виолончелист Борис Андрианов сознательно пошёл на откровенный риск, взявшись за редкую для глубинки программу, составленную из многочастных сочинений Баха, венгерского композитора Золтана Кодая и современного итальянца Джованни Соллима.

И у столичного музыканта получился настоящий моноспектакль - сложный не только для публики, но и изнурительный для самого солиста.

- Эта программа потребовала от меня огромной физической и психологической подготовки, - в разговоре с нашим обозревателем не скрывал Борис Андрианов. - Причём эта музыка обладает уникальным свойством - она одновременно выматывающая и придающая силы. Играю на сцене и чувствую: «Всё! Силы заканчиваются…» Проходит ещё немного времени, и я уже ощущаю, что силы откуда-то там берутся. Для меня эта программа стала очень важной историей и этапом в творческой карьере.

При этом музыкант отмечает, что в его сольных концертах всегда есть место музыке Баха.

- Когда ты хочешь пофилософствовать о смысле жизни, то вершиной в твоих размышлениях может стать как раз Бах, - убеждён виртуоз виолончели. - Просто так, абы как, с кондачка Баха не сыграешь. Поэтому в концерте я специально немножечко пообщался с публикой. И не только для того, чтобы подготовить её к восприятию музыки, но и дать понять, что на сцену вышел живой человек, который умеет мыслить.
Сюиты Баха в исполнении Андрианова могли быть чуть ли в два раза короче, но солист решил сыграть их со всеми повторениями, задуманными Иоганном Себастьяном.

- Это был путь преодоления и испытания и для меня, и для слушателей. Но зато после этого мы вместе встали на одну ступеньку выше, - осторожно понадеялся музыкант, которого вело желание показать оригинальную музыку для виолончели и богатые возможности этого благородного инструмента.

У Джованни Соллима, музыку которого активно исполняет Борис Андрианов, есть композиция «Антидот от укуса тарантула».

- Можно ли её назвать своеобразной прививкой от нынешнего неспокойного времени?

- Разве оно неспокойное? Оно сумасшедшее! - воскликнул виолончелист. - Я не могу смириться со многими вещами, происходящими в социуме. Сегодня я вижу жуткую несправедливость во многом, что происходит в моей родной стране, и музыка может добавить разума людям, сошедшим с ума. При этом сейчас всё чаще я ловлю себя на полярных ощущениях экстраверта-интроверта. Порой я хочу побыть один, в одиночку поиграть, взять в руки книгу - никак не могу дочитать «Братьев Карамазовых». Но вскоре понимаю, что не могу обходиться без общества. Приходится учиться маневрировать между этими двумя полярными состояниями…

«Юрий Гагарин» контрабас-балалайки

А вот Михаил Дзюдзе - первый в России контрабас-балалайка - свой главный маневр, пожалуй, уже сделал.
Почти три года назад он разом оборвал узел, которым 28 лет был привязан к знаменитому «Терем-квартету». Фактурный и брутальный Дзюдзе решил уйти от одного из в питерской четвёрке. Выйти из «зоны санаторного комфорта» и стать солирующим музыкантом, главным конструктором в своей творческой лаборатории. И это, несмотря на жестокий репертуарный голод, потому что прежде музыку для контрабас-балалайки писали единицы.

- Прекрасно зная о дефицитной ситуации в репертуаре, с моей женой и продюсером Ингой Кутянской мы бросили клич композиторам, и на него откликнулось очень много талантливых людей, которые пишут авторские сочинения для моего редкого инструмента. После этого в моей жизни произошло множество незабываемых творческих событий, и теперь в голове идеи буквально роятся! - в это откровение Михаил Дзюдзе добавил эмоций. - Моей стихией стала сольная карьера.

- Когда музыкант перестаёт слышать новое время и играет один «нафталин», он либо должен уйти на пенсию, либо найти «свежую кровь» для того, чтобы измениться. За счёт однажды созданного бренда постоянно жить нельзя. Мне думается, что Мише удалось услышать это время, найти его новое звучание, дав вторую жизнь, по сути, мёртвому инструменту. То, что сейчас он делает, звучит очень современно. Миша занял нишу, которая была абсолютно свободной. Он же Юрий Гагарин с солирующей контрабас-балалайкой, - Инга Кутянская сделала меткое дополнение и улыбнулась: - Никто же раньше не мог себе представить, что Миша будет выступать с оркестром Юрия Башмета «Новая Россия» и играть соло!
- Когда каждый новый день приносит тебе радость, ты перестаёшь стареть, - Михаил Дзюдзе выписал всем рецепт на постоянную молодость.

Лев Слепнер - музыкальный сканнер

Концерт московской группы Marimba plus усечённой до дуэтного размера - маримбафонист Лев Слепнер и вокалистка Татьяна Шишкова - совпал с «Ночью искусств», и под её покровом музыканты охотно сыграли в квест. Вместе с поклонниками они вели поиски потерянных палочек от незаурядного инструмента.
- Это выступление в реалиях было под угрозой срыва, - сообщила концертный менеджер филармонии Мария Видмак. - Когда мы получили от Левы технический райдер, то поняли, что в Ижевске не найти даже половины из необходимого оборудования. Мы обратились к нашим друзьям в Казани и Екатеринбурге, но везде маримба была невыездной. Тогда Лёва любезно согласился предоставить свой инструмент, который благополучно доехал до нашей сцены за несколько часов до концерта…

С Львом Слепнером я познакомился дюжину лет назад. Тогда при первой встрече мы не без удовольствия обнаружили, что обоюдно прохладно относимся к вокалу, казалось, мешающему самодостаточной инструментальной музыке.

- Затем у нас были попытки посотрудничать с вокалистками, но в нашу музыку они принесли только новый опыт, но никак не желаемый результат, - поделился лидер Marimba plus. - Нам всё равно не хватало подачи женского голоса как инструмента, пока мы не встретились с Таней. Она поёт вокализы со словами, а не песни в их обычной форме куплет-припев. Мы по-прежнему исполняем инструментальные композиции с вокальными вставками, и Таня блестяще раскрывается в нашем жанре, как во фламенко и других своих проектах.

Для её вокала характерно снайперское проникновение в музыкальность и канву чужих языков.

- Как это вам удаётся? - изумился журналист.

- Потому что я пою только то, что мне очень нравится, - усмехается в ответ Татьяна Шишкова и перечисляет свои любимые музыкальные языковые предметы: - А нравится мне африканская, кубинская, восточная музыка и фламенко. В Африке - в Уганде - я специально занималась с одной из местных певиц, которая заставляла меня, наверное, по 30 000 повторять одну и ту же фразу. Тут невольно разозлишься на себя и заговоришь на истинном угандийском. А что мне ещё оставалось делать?!

- Как любил говорить создатель знаменитого танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин, надо не аналоги повторять, а улавливать тенденции.

- Класс! - согласилась с конструктором певица, а газетчик вернулся к диалогу с Львом Слепнером.
- На ранних альбомах Marimba plus мурашки по обе стороны души и тела бегали от композиций Хораса Сильвера, Миши Альперина или Ришара Гальяно. А на какой музыке вы концентрируетесь сегодня?
- На мощных динамичных авторских композициях, где отображается не только моё композиторское мышление, но и слышны веяния разных современных музыкантов. Если раньше мы акцентировались на акустическом звучании, то сейчас плотно работаем и с электроникой. Мы не упираемся в неё, но электроника помогает раскрывать новые образы и решать наши задачи. А еще мы продолжаем анализировать и перерабатывать этнические культуры. Изучение индийской ритмической системы коннакол позволило мне овладеть музыкальным размером, временем и ритмом в 100 раз лучше чем до него. Раньше я был просто музыкант, а теперь стал музыкантом, который ближе к универсальному гибкому состоянию, когда сходу ты можешь не подыгрывать, а именно играть любую музыку! Коннакол помог мне изменить и расширить музыкальное сознание. Он дал мне новые технические возможности, когда ты становишься настоящим музыкальным сканером…


Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
Академия художеств в прошлом и настоящем искусства Удмуртии

Академия художеств в прошлом и настоящем искусства Удмуртии

14.12.2017 Новая выставка в Республиканском музее изобразительных искусств к 260-летию Академии художеств в Санкт-Петербурге стала поводом для проведения круглого стола, посвященного художникам Удмуртии - выпускникам легендарной школы. >>

Кузнецы своего дела

Кузнецы своего дела

30.11.2017 В Сарапуле до революции было два литейных завода и 30 кузниц, а вокруг города - ещё 32 кузницы! >>

Симфонический оркестр: нам 25!

Симфонический оркестр: нам 25!

30.11.2017 В ноябре 2017 года Государственный симфонический оркестр Удмуртии отметил  25-летний юбилей. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

18:00 Небольшое похолодание ожидается в Удмуртии

Днем местами пройдет небольшой снег.

17:40 Удмуртстат подсчитал во сколько обойдется покупка собаки и ее содержание

Щенки самых популярных пород стоят от 19 до 30 тыс рублей.  

17:20 В Ижевске пожилой водитель сбил «на зебре» 18-летнюю девушку

ДТП произошло на улице Воткинское Шоссе.

17:00 Биатлониста из Удмуртии Ульяна Кайшева стала третьей в спринтерской гонке в Австрии

Это четвертая медаль, полученная спортсменкой в этом сезоне.

16:40 Ижевский кинофестиваль вышел на международный уровень

25 и 26 декабря жители Удмуртии смогут увидеть фильмы участников конку...

16:20 Жительнице Ижевска в частном медцентре причинили тяжкий вред здоровью

По данному факту возбуждено уголовное дело.

16:00 В Удмуртии построили самоходную емелину печь

Музей «Лудорвай» ждет на новогоднее представление и детей, и взрослых.

15:40 В Нацмузее Удмуртии презентуют макет памятника Можарову

Дискуссия пройдет в рамках проекта «МОЖАРОВ: человек и мотоцикл», посв...

15:20 Каждый седьмой участник полуфинала конкурса «Лидеры России» в Нижнем Новгороде - из Удмуртии

Победители станут участниками всероссийского финала и будут сражаться ...

15:00 Здание бывшего театра имени Короленко в Ижевске обновят к 100-летию государственности Удмуртии

В нем будет расположен Центр удмуртской культуры.

Ижевская винтовка

Международный марафон им.Кулаковой

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях