Развернуть
Ключевые слова: Удмуртия, Сарапул, культура, фестиваль

Свой путь. До мурашек

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Современная хореография - это не просто танец, где жюри оценивает технику исполнения определённых стандартом элементов. Это личностное высказывание танцора, который предстает перед зрителем не как исполнитель, но как творец. И от этого зритель становится сопричастным действу на сцене, поскольку, вынужденный выйти за рамки оценочных критериев «нравится - не нравится», он воспринимает происходящее через призму собственного опыта, своего мироощущения и настроения. Возможно, именно поэтому современная хореография - язык избранных для избранных…

Гостем газеты «Известия Удмуртской Республики» сегодня стала руководитель народного театра танца, главный балетмейстер Сарапула (???) Ольга Манылова (Зимина). Именно по её инициативе с 2002 года в старинном купеческом городе проводятся Дни современной хореографии, которые дали импульс к зарождению в 2008 году фестиваля современной хореографии «ЗАРЯдим». Сегодня этот фестиваль собирает мастеров танца со всей России и стран зарубежья, делая Сарапул центром притяжения молодых и опытных адептов современного танца.

Заряд на «ЗАРЯдим»

- Фестиваль «ЗАРЯдим» - значимое явление в культурной жизни Удмуртии. Как возникла идея его создания и благодаря чему он существует вот уже девятый год?

- Фестиваль - это общее детище. Он просто не мог не возникнуть в нашем городе, где долгое время практиковались Дни современной хореографии, где с 1992 года существует мой коллектив, воспитанный в этом духе, где есть зритель, любящий и понимающий данный вид искусства. Поэтому идея, упавшая на столь благодатную почву, дала ростки, появился фестиваль, который, в свою очередь, увеличивает число поклонников contemporary (ЭТО ЧТО?)как среди зрителей, так и среди исполнителей, пусть и не в геометрической прогрессии.

В Сарапул стали съезжаться люди, которые к танцу относятся несколько иначе. У каждого из них своя ниша, своя глубина, потому что современная хореография - это эмоции, это постоянный поиск и развитие, это раскрытие, преображение, которое не знает единого пути. Именно поэтому фестиваль и Дни современной хореографии одинаково интересны и участникам, и зрителям. Здесь каждый может почерпнуть для себя что-то новое. Сам воздух фестиваля даёт импульс для исследования своей работы и работы коллег, для понимания основного инструмента танцора - его тела в пространстве. Современный танец зиждется на очень тонких материях: это не только мышцы, это потоки энергии. Это не просто движения на сцене, это осмысление…

- …это философия, выраженная языком танца.

- Да. И у каждого она своя. Участники фестиваля-конкурса не претят друг другу, они идут в одном направлении, хотя и разными путями, получая каждый свой результат. И это очень ценно.

- Но поддерживать интерес к такому мероприятию, да ещё вывести его на республиканский и даже российский уровень не просто…

- Всё зависит от команды. У нас такая команда сложилась, и внутри неё каждый занимается своим делом, каждый решает определённые задачи. Мы организуем не только концерты участников и их проживание на время мероприятия. Ни один фестиваль не проходит без мастер-классов, куда приезжают хореографы Удмуртии, желающие ближе познакомиться с направлением, а также те, кто делает первые шаги в этом непростом жанре.

- Как часто проводится фестиваль?

- С 2002 года фестиваль «ЗАРЯдим» стал проходить раз в два года, и раз в два года в Сарапуле организуются Дни современной хореографии. Таким образом, эти два мероприятия чередуются друг с другом.
Сейчас фестиваль приобрёл официальную окраску и вошёл в реестр мероприятий Министерства культуры и туризма Удмуртии.

- Как расширилась география фестиваля за эти годы?

- Она изначально не была скудной. С первого фестиваля к нам приезжают профессиональные мастера, признанные коллективы, лауреаты «Золотой Маски», основатели современного танца в России. От их выступлений действительно захватывает дух! Москва, Екатеринбург, Казань, коллективы и педагоги из Удмуртии, которые тоже стараются идти по этому непростому пути.

Современный танец - не масштабное зрелище. Он никогда не собирал стадионы зрителей. Он предполагает камерность. Это обращение к внутреннему миру, красивое, тонкое до мурашек. Этот танец открывает людям ещё одну грань жизни. Он обнажает в тебе то, что ты не всегда готов принять, потому что зачастую мы боимся своих эмоций, боимся быть самими собой. Но именно искренность - это путь к освобождению себя, путь к счастью, к обретению внутренней гармонии, порой через боль, через надрыв…

- Здесь можно провести параллели с театром…

- Сегодня вообще между искусствами стирается грань: театр берёт что-то от современного танца и наоборот. Современное искусство даёт возможность сочетать, казалось бы, не сочетаемые вещи. Имея смелость быть собой, можно создавать уникальные, авангардные постановки и быть интересным самому себе и зрителю.
Я удивляюсь, глядя на молодых: откуда у них столько эмоций, столько переживаний? Из каких глубин, не имея достаточного жизненного опыта, они это берут и выражают в своём танце?

- Какие коллективы приняли участие в фестивале в этом году?

- На мастер-класс съехались более 30 педагогов, в том числе немало руководителей творческих коллективов из Удмуртии. Участников концертной программы было около 20, но они проходили предварительный отбор. Среди хедлайнеров проекта были Ольга Лабовкина из Минска и Илья Оши из Вологды. В качестве педагога и руководителя одного из мастер-классов выступил и сын Илья.

Хотелось бы сказать спасибо всем спонсорам фестиваля, которые не оставляют нас без внимания. Каждый год помощь оказывает Сарапульский электрогенераторный завод. Без них ряд организационных вопросов (расселение участников) был бы не решаем…

О молодых

- Ваш сын Илья также занимается современной хореографией. Это его осознанный выбор или другого пути для него просто не существовало?

- Конечно, осознанный! У него был выбор: в детстве он занимался спортом, ходил в музыкальную школу, но, видимо, пример родителей сыграл свою роль. Я считаю, самое главное - дать ребёнку свободу выбора и возможность быть тем, кем ему хочется. В итоге Илья решил стать хореографом - в этой профессии он, можно сказать, с детства, поэтому не удивительно, что сейчас он выбрал именно этот путь.

- А ваши ученики, кто они?

- Я начинала работать с коллективом, который был со мной много лет. Мы, можно так сказать, вместе росли, вместе выступали, и я всегда воспринимала их как коллег. Мне было позволено не заменять ребят по мере их взросления, так что это своего рода эксперимент.

Да, мы показывали высокие результаты, побывали на различных конкурсах и фестивалях, стали обладателями многих дипломов и наград. Но это не было целью. Все эти мероприятия были для нас новым трамплином, они давали новый импульс нашему творчеству, давали возможность дальнейшего развития.

И в этом плане я не понимаю тех педагогов, которые выезжают с коллективами на конкурсы, при этом не определившись, чем они хотят заниматься, какие ставят задачи перед воспитанниками. Если цель - участие, так не нужно обижаться, что жюри не увидело в вашем выступлении чего-то особенного, того, что вы и сами не видите и не развиваете.

Да, мои первые ученики были особенные дети с очень умными телами, свободные, интересные. Они понимали, что танец - это серьёзно, это искусство, а искусство не терпит дилетантства.

- А сейчас каков возраст ваших учеников?

- Сейчас я занимаюсь с детьми 12-14 лет. Переходный возраст, но через увлечённость детей танцем он находит рациональный выход. Кроме того, являясь главным балетмейстером города, я создаю масштабные многоярусные проекты на городские и республиканские праздники, в которых, конечно, участвуют и мои воспитанники. Это тоже даёт новый опыт и выход подростковой энергии.

- Как вы отбираете учеников? Современная хореография требует определённых навыков?

- Дети буквально взращиваются лет с пяти. Когда ребята приходят ко мне, мы с ними начинаем прощупывать, у кого к чему есть предрасположенность. Для этого просто включаю музыку, и дети начинают импровизировать. Постепенно становится понятно, что у одного тяга к эстрадному танцу, у другого к народному, а третьи вообще прирождённые «бальники» - им проще выучить танец под счёт и красиво его исполнить, не апеллируя к эмоциям зрителя.

Я считаю это очень важным этапом, потому что дети с самого начала должны понимать, что это искусство. В этом возрасте они очень искренни, и пичкать их чем попало, лишь бы было, не справедливо и не честно по отношению к ним.

Посмотрите, чем занимается большинство детских коллективов. У них нет своей линии, своего вектора движения. Детская хореография существует вне контекста и зачастую сводится к инсценировке музыкального материала, что не интересно ни самим участникам, ни зрителям. Между тем каждое направление ставит свои задачи и, соответственно, их решает. Например, в современной хореографии не важно, на сколько градусов танцор может поднять ногу или насколько технично он выполняет тот или иной элемент. Здесь акцент делается на личную харизму, на пластику, на ощущения, на ассоциации. Задача педагога развивать это все в гармонии с физической подготовкой, дыханием…

- А как родители относятся к занятиям своих детей? Возможно, для некоторых из них современный танец - язык незнакомый…

- Родители все разные. И работа с ними - отдельная. Наши дети постоянно развиваются, причём не только на занятиях. Мы много смотрим фильмов, ходим в театр, бываем на концертах. В идеале родители должны развиваться вместе с детьми, но это не всегда возможно. Кто-то ссылается на нехватку времени, приводит другие причины, но дети - это же наш вклад в будущее.

- Поделитесь историями успеха ваших выпускников. Есть те, кто стали профессиональными хореографами, артистами?

- Конечно. Многие из них поступили учиться в профессиональные вузы Москвы, Екатеринбурга, Казани. В Сарапуле руководителем коллектива «Камушка» работает моя ученица Елена Беркутова. Алина Николаева закончила Казанский университет по направлению современной хореографии, сейчас живёт и работает в Санкт-Петербурге. Яна Ревутская в Москве работает преподавателем йоги. Не совсем танец, но она вся в движении. Сергей Бас стал профессиональным актёром, окончив мастерскую по кукольному искусству в Екатеринбурге. Илья, мой сын, стал профессиональным хореографом, у него своя студия танца в Екатеринбурге.

Но даже те ребята, которые выбрали другую профессию, прошли школу самовыражения себя через искусство, и это обогатило их внутренний мир.

Кстати, на фестиваль «ЗАРЯдим» в этом году приезжали многие наши выпускники. И мы с ними создали новый танец, посвящённый 25-летию коллектива. Нам хотелось сделать что-то особенное, чтобы это не было повторением наших прежних номеров в костюмах из костюмерной, а чем-то живым, чем-то здесь и сейчас…

О Сарапуле

- Почему вы так верны своему городу? Чем он вас привлекает?

- Меня привлекает атмосфера этого города, те возможности, которые он даёт мне. Здесь мои корни, и отрываться от них, чтобы начать где-то с нуля, совсем не хочется. Здесь меня уважают, ценят каждый мой шаг, и это очень важно, особенно для человека искусства.

Сарапул, несмотря на то что он маленький, город со своими культурными традициями. Помню, когда мы раньше выезжали с ребятами на фестивали, нас всегда спрашивали из какого мы города, потому что дети были очень спокойные, гармоничные… «Из какого такого райского уголка вы приехали? В каком таком красивом городе вы живёте, что все ребята такие удовлетворённые?» - часто спрашивали нас в поездках.

У нас, правда, очень красиво. А сейчас ещё набережную доделают… Кама в нашем городе, конечно, центр притяжения. Илья рассказывал, что, приехав Екатеринбург, он был очень удивлен, что там нет водоёма, вокруг которого выстраивалась бы инфраструктура города…

Об увлечениях

- У вас есть увлечения, помимо работы?

- У нас есть рыбки и собачка. И собака, пожалуй, единственное, что может отвлечь от работы. Ещё мы любим фильмы. Когда в Сарапуле не было кинотеатров, мы всей семьей ездили в Ижевск. Часто бываем на концертах и в Сарапуле, и в Ижевске.

- Последний фильм, который вы посмотрели?

- «После тебя». Фильм о судьбе танцовщика с Сергеем Безруковым в главной роли.

- Но это опять по работе!?

- Нет (Улыбается.), просто совпало. Но мы уже с нетерпением ждем фильма «Большой» о балерине, премьера которого запланирована на май. Хотим устроить в Сарапуле в кинотеатрах перед сеансами флешмоб. Планируем, что в фойе вдруг люди начнут танцевать. Конечно, это будут наши воспитанники.

А ещё раньше мы с мужем очень любили ездить в Москву за музыкальными дисками. Был там один магазинчик, где я могла часами выбирать музыку, которую потом было интересно танцевать.

Вообще выбрать музыку для своей хореографической постановки - это не так просто, даже теперь, когда интернет предоставляет огромные возможности. И на конкурсах жюри всегда обращало внимание на наше музыкальное сопровождение. Музыка - это неотделимая часть твоего номера, и нельзя брать первый попавшийся трек. Хотя на фестивалях зачастую можно встретить несколько хореографических композиций, которые исполняются под одно и то же сопровождение, как правило, самое популярное на данный период времени. Ну, в общем, я опять о работе, да…

О себе

- Ваша мама, Галина Ильинична Зимина, с 1980-х годов руководит ансамблем народного танца «Калинка». Она повлияла на ваш выбор профессии?

- Своим примером. В детстве я училась в музыкальной школе, могла стать учителем музыки. Потом мне почему-то хотелось стать учителем иностранного языка. После школы мы вместе ездили сдавать экзамен в ГИТИС… Но каким-то естественным образом всё стало так, как стало. И я искренне могу сказать, что это мой выбор и другого пути я не хочу…

- Сейчас мама - ваш строгий критик?

- Нет, она мой добрый зритель. У нас с ней, кстати, день рождения практически в один день - у неё 17 апреля, а у меня - 18-го…

- Так вот почему Дни современной хореографии и фестиваль «ЗАРЯдим» проходят всегда в этих числах…

- Думаю, не совсем так. Просто весна - самое подходящее время для таких мероприятий. Все зимние праздники, 23 февраля и 8 Марта, уже остались в прошлом, а первомайские праздники ещё не наступили - у творческих коллективов появляется время, которое можно посвятить своему развитию. И потом, наш коллектив тоже появился весной, в эти дни он тоже отмечает день рождения… Словом, так совпало (Улыбается.).

Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
Российская республика, Ижевск и Удмуртия 100 лет тому назад

Российская республика, Ижевск и Удмуртия 100 лет тому назад

15.06.2017 Июнь 1917 >>

Ижевск как столица антропологии и этнологии

Ижевск как столица антропологии и этнологии

15.06.2017 С 3 по 6 июля Ижевск, без преувеличения, станет мировой столицей антропологии и этнологии. >>

Музыкальная традиция города оружейников

Музыкальная традиция города оружейников

15.06.2017 Большой хоровой собор - уникальная традиция, присущая Ижевску. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

17:30 НЛО-мании в мире исполняется 70 лет

В «мировой столице НЛО» Розуэлле дату отметят «внеземным фестивалем».

16:30 Движение гидроскутеров могут ограничить на ижевском пруду в Удмуртии

Они опасны для прогулочных катамаранов.

15:30 Фильм о ленинградском «Титанике» снимут в России

Он основан на реальных событиях,  произошедших ночью 17 сент...

14:30 Врио главы Удмуртии принял участие в празднике Ураза-Байрам

Александр Бречалов побывал в Соборной мечети Ижевска.

13:30 В Саратовской области 6-мальчик убил из ружья свою младшую сестру

Ребенок нашел оружие дома.

12:30 Главы городов и районов Удмуртии продолжают учебу

Второй день был посвящен мотивации персонала и изучению эмоционального...

11:50 Купюру номиналом ноль евро напечатали в Германии

Разрешение на выпуск купюры выдал Европейский центральный банк.

10:30 В Ижевске на проезжей части улицы Удмуртская установят ограждения

Работы должны начаться уже в июле.

24.06.17 17:30 Александр Бречалов поздравил мусульман Удмуртии с праздником Ураза-Байрам

Он также направил поздравительную телеграмму Верховному муфтию, Предсе...

24.06.17 16:30 Врио главы Удмуртии выразил готовность помочь бабушкам из Бураново

Александр Бречалов обещал поддержать не только Бурановский фестиваль, ...

Акция

Конкурс "Лучший инвестор Удмуртской Республики"

Конкурс

Конкурс "Моя бабушка"

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях