Развернуть
Ключевые слова: Удмуртия, культура, театр

По любви и по расчёту

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В русском драматическом театре Удмуртии вновь будут ставить МакДонаха. В этот раз на ижевской сцене зрителей ждёт премьера спектакля «Калека с острова Инишмаан». Для постановки пьесы приглашён уже известный театралам Удмуртии, в том числе и по МакДонаху, молодой питерский режиссёр Дмитрий Удовиченко. Сегодня он - гость редакции газеты «Известия Удмуртской Республики».

По расчету

- Вы вновь обратились к МакДонаху именно потому, что он принёс вам успех здесь, в Удмуртии?

- Меня пригласили, я согласился. Хотя элемент расчёта сыграть на успехе был, мы же театралы.

- Как вы думаете, в этот раз зритель отнесётся с большим пониманием к постановке? В прошлый раз «Человек-подушка» был принят весьма неоднозначно публикой, несмотря на премию Правительства Удмуртии.

- Я думаю, что восприятие останется противоречивым. Это связано как с творчеством МакДонаха, так и с моей режиссурой.

- «Человек-подушка» шёл в Ижевске четыре года назад. За это время вы где-то ещё поставили МакДонаха?

-Нет. Но недавно в Ачинске я закончил работу над не менее противоречивым материалом - «Заводной апельсин» по роману Энтони Бёрджесса. Мне интересно рассказывать о таких людях, которые в общепринятом понимании в театр не ходят. Это не изнеженные театралы, привыкшие к вульгарной комедии. Именно они принимают и МакДонаха, и Бёрджесса без противоречий.

- Но как эту публику заманить в театр, если они не привыкли туда ходить? У вас есть свой рецепт?

- Есть. Я вам рассказываю, что хотел бы их видеть, вы об этом напишете…

- В прошлый раз вы тоже хотели видеть в зрительном зале именно таких людей…

- Да, но «Человек-подушка» - немного другой спектакль. Это спектакль был неким моим личным режиссёрским манифестом. Его главный герой - писатель, а потому я воспринимал его отчасти как рассказ о самом себе. И, возможно, по этой причине, он был не всем интересен. Согласитесь, писателей по улице мало ходит. А персонажи «Калеки…» каждый день на наших глазах встречаются. Это рабочие, продавцы, простые люди…

- Ижевский зритель вас запомнил не только как режиссёра-манифестанта. Ваши «Игры в жизнь» были довольно лёгким спектаклем. Этаким «ми-ми-ми», по сравнению с вышеперечисленным. Это направление в своей творческой карьере вы намерены развивать?

- Я не относился к этому, как к «ми-ми-ми», но если сравнивать, то, возможно, вы правы. На самом деле я очень романтичный человек. Просто, глядя на жестокость в этой жизни, как она подминает под себя романтичность, поневоле становишься циником.

По любви

- В наш театр вы вернулись с удовольствием?

- Да. У меня сейчас наступил период некого самоопределения: куда двигаться, с кем двигаться, и, главное, в чём двигаться - в каком материале, что я буду делать, а что никогда не буду делать в этой жизни - переломный момент. И в этом смысле труппа ижевского театра для меня друзья, через них я снова открываю себя. Потому что здесь можно позволить побыть самим собой, и когда ты это себе позволяешь, ты лучше себя понимаешь.

- Из состава «Человека-подушки» кто-то будет занят в вашей новой постановке?

- Да, Михаил Солодянкин и Андрей Демышев.

- В этот раз работать с труппой так же легко?

- Со всеми легко, но с каждым по-своему. Мне тяжело с теми артистами, кто совсем не хочет работать. Здесь все хотят, все тебя слушают. Это очень приятно. Не всегда слышат, но это вечная проблема, чтобы тебя услышали таким, какой ты есть.

- Быть таким, какой ты есть, не всегда просто. У всех есть удобные маски и штампы поведения. А вы провоцируете актёров на то, чтобы они отошли от своих наработанных на сцене штампов?

- Постоянно. И в этом режиме не всем просто работать. Не случайно мы начали с этюдов, раскрывающих собственное видение актёров. И здесь выигрывают те, кто молод. Я не имею в виду физиологию. Это зависит от внутренней молодости, от подвижности психики. Если артист нацелен в жизни к поиску самого себя, то тогда у него есть стремление отказаться от штампов.

- А отхождение от текста допускаете?

- В этой пьесе нет, но вообще да, допускаю. И мне нравится искать свой текст. Но сейчас я поставил другие задачи - больше позаниматься актёрской техникой, глубинной. Что такое драма для артиста? Что такое действие для артиста? Поэтому мне не хочется отклоняться от автора, это мешает задаче.

- В этот раз реквизит от зрителей не собираете?

- Нет. Справились сами. У нас не бытовая сценография. По видению Александра Мохова, который над ней работает, она очень условная: каменистая местность сделана из кубов, например. У нас вообще нет мебели. И это, пожалуй, единственное, в чём мы отошли от автора - мы не следуем его ремаркам в плане бытового и точного описания места действия.

Эксперимент

- Вы бываете в театре как зритель?

- Да. Предпочитаю экспериментальный театр. При этом я не имею в виду экспериментальность в режиссуре или в актёрской игре. И я не говорю про эксперименты в драматургии. Я как раз очень мало читаю современных пьес. Лучше ставить эксперименты на известном материале.

- Тогда что для вас эксперимент?

- Эксперимент - это новые технологии режиссуры, направленные на управление артистами, новые инструменты создания действия в артисте. То есть меня интересует психологическая часть эксперимента и её выражение во внешней форме.

- Но, на мой взгляд, это всё более уместно на малой сцене. А сейчас вы ставите спектакль на большой сцене…

- Да, на большой. Но будет продаваться не весь зал. И свою нынешнюю постановку я бы не относил к экспериментальной. Сейчас я занимаюсь тем, что готовлю базис для эксперимента. Для этого надо, чтобы каждый актёр понимал, что от него требуется. Поэтому мы сейчас занимаемся тем, что прорабатываем глубинное понимание существования актёра на сцене.

Именно потому, на мой взгляд, экспериментальный театр невозможен в репертуарном театре. Он возможен только в андеграудном или в театре, который может себе позволить проводить постоянную лабораторную работу с теми же артистами, как это делают во МХАТе, например, как это делал Стианиславский.

Специфика репертуарного театра предполагает постановку новых спектаклей 1-2 раза в месяц, а значит, возможностей для лабораторного исследования нет. Здесь эксперимент может проявить себя в форме подаче материала - в сценических эффектах, но это, скорее, заигрывание со зрителем, демонстрация технических достижений.

Эксперимент же, в том смысле, как понимаю его я, выражается через взаимодействие с артистом, а это долгая и нудная работа с его психикой, с новыми технологиями запуска действия в нём. И этим театром мало кто занимается.

- Почему? Не эффективно?

- Коммерчески не целесообразно. Я бы хотел, чтобы театры работали по принципу больших корпораций, в которых есть лабораторное дело. Мы же понимаем, что если компания не будет развивать свои лабораторные исследования, то она не получит новый продукт на выходе. И последствия этого процесса мы уже наблюдаем повсеместно в России - начиная от производства автомобилей и кончая самолётами. То же самое в репертуарном театре. В них, как в плохих корпорациях, занимаются продажами спектаклей, а все средства производства, которыми являются в данном случае артисты, не развиваются.

- Вернёмся к вашей постановке. Вы сказали, что зал будет неполным. Как будет организовано пространство?

- Зрители будут занимать с 1 по 9 ряды, а амфитеатр исполнит роль моря. Таким образом, за зрителем тоже будет небольшое действие. Можно считать, что это тоже небольшой эксперимент с формой. Такой очень тонкий, лёгкий штрих.

И возвращаясь к первому вопросу о расчёте, мы подумали, а почему бы не съездить на ещё один фестиваль МакДонаха с этим спектаклем. В Пермь.

- А вообще вы поклонник МакДонаха или он вам интересен как почва для экспериментов?

- Я не мыслю такими категориями: поклонник - не поклонник. Я когда-то был поклонником группы ДДТ. Сейчас я, скорее, ценитель того, что есть хорошая драматургия. И у МакДонаха она хорошая, что позволяет мне решать собственные задачи.

- Критерии хорошей драматургии?

- Для артиста это, прежде всего, так прописанный текст и так прописанные взаимоотношения между персонажами, которые позволяют действенно существовать на сцене. Не просто говорить текст, не просто играть комедию или интригу положений, а действенно существовать. Чтобы драматургия будила внутреннюю жизнь артиста, и это отражалось уже во внешних проявлениях, его поведении на сцене. И для режиссера получается то же самое.
«Калека…» как раз позволит решить сложные актёрские задачи. И очень приятно это делать с теми актерами, которых я люблю.

Кстати!

• Дмитрий Удовиченко в школе не любил литературу. Он учился в математическом классе и первое образование получил физико-математическое. Режиссёр уверен, что оно даёт необходимый базис, развивающий мышление и логику, что необходимо в любой сфере деятельности.

• В планах Дмитрия попробовать себя в роли писателя или драматурга. «У меня есть замысел создания авторского сценария и реализации его в кино», - поделился он.

Помочь редакции: Оставить комментарий | Сообщить об ошибке

Статьи по теме
Кузнецы своего дела

Кузнецы своего дела

30.11.2017 В Сарапуле до революции было два литейных завода и 30 кузниц, а вокруг города - ещё 32 кузницы! >>

Симфонический оркестр: нам 25!

Симфонический оркестр: нам 25!

30.11.2017 В ноябре 2017 года Государственный симфонический оркестр Удмуртии отметил  25-летний юбилей. >>

Без объёма. Взгляд на скульптуру и мифы

Без объёма. Взгляд на скульптуру и мифы

23.11.2017 Старая водонапорная башня, известная в Ижевске как Музей воды, стала выставочной площадкой для новой экспозиции ижевского художника Энвиля Касимова. >>

Возврат к списку

Справка Комментарии 0 В ожидании0

До публикации все комментарии просматриваются модераторами

Чтобы высказать свреое мнение по теме материала, поставьте в форме слева галочку напротив слов «Как эксперт». В противном случае галочка должна оставаться напротив слов «Как простой читатель».

Оставить комментарий к материалу


 
Защита от автоматических сообщений
Новости редакции

18:15 Небольшой снег ожидается в Удмуртии

В Ижевске дневная температура воздуха составит от -4 до -9 градусов.

17:47 При поступлении в УдГУ впервые будет учитываться «серебряная» медаль

В вузе рассказали об особенностях приемной кампании 2018 года.

17:23 Проекты из Удмуртии собрали более 1 млн рублей на краудфандинговой площадке Boomstarter

Пока речь идет о восьми проектах, на очереди еще более десяти.

16:50 ВТБ Страхование и «Онлайн Доктор» запускают новый проект в офисах «Связного»

Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, нужно получить специальный ...

16:40 Главную ёлку Ленинского района Ижевска откроют почти на неделю раньше республиканской

Мероприятие пройдет в рамках городского новогоднего фестиваля «Вместе ...

16:20 В Кезском районе Удмуртии ввели новую ферму на 200 голов

Она расположена в селе Александрово.

16:00 В Удмуртии задержали охотника-нарушителя

Он незаконно подстрелил лося.

15:40 Водитель без прав и на неошипанованном автомобиле попал в ДТП в Удмуртии

Его машина врезалась в «ГАЗ» на объездной дороге Ижевска.

15:20 Шесть рабочих коллективов удостоены Премии главы Удмуртии «Признание»

Премия учреждена в 2017 году.

15:07 Фестиваль городской среды «Выходи гулять» стартует в Удмуртии

Он пройдет в предновогодние дни в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Уве.

Ижевская винтовка

Международный марафон им.Кулаковой

Инфо

Подписка

подпишитесь на газету в почтовых отделениях